Время страхов

В современном восприятии, Хэллоуин — веселый праздник с элементами мистики, ужасов и шутливым маскарадом. Однако суть Хэллоуина, или древнего кельтского празднества Самайна, немножко в другом. Самайн/Хэллоуин — это время, когда духи, призраки, гоблины и феи приходят из потустороннего мира в наш. И не всегда с добрыми намерениями. Поэтому Самайн — время мрака, время ужаса, а его ритуалы — переодевание в монстров, зажигание фонарей в форме оскаленного черепа, подношение сладостей (не соседским детишкам, но лакомым фейри) — направлены на то, чтобы это время пережить. Отпугнуть, обмануть, задобрить зло, стучащее в двери. Побороть страх перед невыразимым, вечным, загадочным Нечто, обитающим за Гранью.

the_druid_king_by_dusanmarkovic-db8ni8f.jpg
Art by Dusan Markovic

Одним из наиболее древних и стойких страхов человека следует назвать страх перед мертвецами. При этом не надо забывать, что мертвецы, или духи умерших предков обожествлялись если не во всех, то в абсолютном большинстве ранних религий. То есть, казалось бы, эти духи должны быть благожелательны и добры. К ним взывали о помощи, их именем отгоняли зло, они зажигали для людей звезды на небесах и так далее.

Как произошло, что духи мертвых стали злокозненными гонителями человечества вместо его защитников и покровителей? — Не будучи специалистом, не берусь судить наверняка. Возможно, как это часто бывает, демонизация старых богов произошла, когда на смену им пришли новые небожители. Возможно, духи изначально делились на добрых и злых: духов «своих» предков и духов предков врага. Возможно, злобными, или, скорей, озлобленными, становились те духи, которых кто-либо обидел в этой жизни или уже в другой: жертвы убийц, несчастные, брошенные невесты, непохороненные или неоплаканные должным образом мертвецы.

Думаю, со временем (после того, как у людей выработался определенный религиозный кодекс благого и неблагого поведения), к злым мертвецам стали также причислять тех, кто был «грешником» при жизни. Так, к обычным духам, призракам, привидениям, фантомам и теням прибавились всевозможные ужасные вампиры, бруксы, драуги, слуа, стригои, морои, носферату и им подобные сущности.

wedding_nails_by_dandandantheman-d7jbdj1.jpg
Art by DanDanDanTheMan

К примеру, стрыга — это упырица, пьющая человеческую кровь из польской, карпатской и балканской мифологии. Стрыга рождается на свет с двумя душами, двумя сердцами и двумя рядами зубов. Умирает страшное дитя обычно очень рано, однако таким образом погибает только одна его душа, и только одно сердце полностью останавливается. Возрожденная таким образом нежить-упырица возвращается в родные места и принимается охотиться на людей, высасывая их кровь и пожирая внутренности.

Имя стрыги произошло от латинского названия совы — strix. Считалось, что упырица часто оборачивается этой ночной птицей, отправляясь на охоту.

В румынской мифологии, подарившей миру бессмертный — во всех значениях слова — образ вампира, этот же злой дух носит название «стригой» и бывает как женщиной, так и мужчиной. Стригой отвратителен и уродлив, тело его покрыто шерстью, на ногах — копыта, позади — лошадиный хвост. Ну и, конечно же, огромные острые клыки. В пище этот упырь не слишком разборчив: может пить кровь, может пожирать трупы.

Чтобы уничтожить стрыгу или стригоя, тело его разрубают на куски, а сердце либо пробивают колом, либо сжигают, либо, в отдельных случаях, варят в чане с вином.

strzyga_by_martaemilia-d58t1zl.jpg
Art by Marta Emilia

В северо-западных районах Испании и Португалии наблюдают шествие проклятых душ, именуемое Святой Компанией. Процессия призраков движется по пустынным дорогам в полночный час. Одетые в белые саваны, проклятые души несут зажженные свечи и поют погребальные песни.

Иногда процессию возглавляет живой человек, несущий в руках распятие. Обычно это — отлученный от церкви грешник, который отправляется в путь каждую ночь, но не может вспомнить об этом на утро.

Того, кто встретит Святую Компанию лицом к лицу, ждет скорая смерть и участь такой же проклятой души. Чтобы хоть как-то спастись от такой судьбы, следует очертить вокруг себя мелом или солью защитный круг либо просто упасть ниц и не поднимать лица, пока призраки не пройдут мимо. Помогает также и защитный жест, знакомый каждому рокеру и именуемый «козой».

santa_compania_by_vkart-d56oncw.jpg
Art by Veronica Casas

Другой страх, крепко въевшийся в плоть и кровь человека — это страх перед зверем. В особенности, если этот зверь обретает разум человека, как это случается с оборотнем.

Вера в оборотней распространена во всех частях света, различаясь, разве что, объектом, в который превращается человек, способом превращения и, иногда, характерным поведением. Самая известная личина оборотня (по крайней мере, в европейском фольклоре) — это человек-волк. Он же волколак, вервольф, вилктаки, вырколак, лугару, приколич, ликантроп, скинуокер, ульвхединн и множество других схожих персонажей. В вервольфе, как и в большинстве других оборотней, соединяются дикость и кровожадность зверя, ум и расчетливость человека, а также сверхсила и живучесть демона. Должно быть, самое страшное в оборотне то, что он долгое время может оставаться неузнанным, а также, зачастую, не контролирует себя и, в своем зверином облике, полностью чужд человеческой морали, закону и порядку.

Превратиться в волка можно множеством способов: родиться в неподходящее время, например, в полнолуние или на Рождество, у неподходящих родителей, например, брата с сестрой, или от внебрачной связи, или от матери, увидевшей волка, будучи беременной, быть проклятым, например, святым или ведьмой, надеть шкуру волка, выпить воды из волчьего следа (не пей, Иванушка!), съесть волчьи мозги, намазаться особой мазью, переступить через заколдованный пояс, перекувыркнуться через шиповниковый куст и так далее.

Избавиться от проклятья сложнее, но все же возможно. Иногда достаточно снять или сжечь злосчастную шкуру или пояс, быть трижды названным по крестильному имени или съесть людской пищи в волчьем облике. Более радикальные методы предусматривают пробивание ладоней гвоздями, нанесение ран, особенно в лоб, столетнее покаяние, стоя на коленях, или поедание плода из чрева беременной женщины. В некоторых, я бы сказала, компромиссных случаях, оборотня достаточно как следует отругать.

werewolf_by_dandandantheman-d727bw0.jpg
Art by DanDanDanTheMan

 

Кроме человека-волка, в фольклоре разных народов встречаются и другие оборотни: люди-медведи, люди-рыси, люди-гиены, люди-змеи, люди-лисы, люди-кони, люди-ягуары и даже люди-жабы. Подавляющее большинство из них отнюдь не безобидно, хотя и вредят человеку по-разному, каждый — в меру своих способностей и потребностей. И все же две наиболее распространенных «карьеры» для оборотня — это каннибализм и сексуальный вампиризм. Последним промышляют, к примеру, японские лисы-оборотни кицунэ и славянские летучие змеи-оборотни. Изредка попадаются и абсолютно безвредные или даже благожелательные оборотни, как шотландские люди-тюлени шелки или германские лебединые девы.

В мексиканском фольклоре можно встретить ведьму-оборотня по имени Лечуса (что, буквально, в переводе с испанского, обозначает «сова-сипуха»). Лечуса — это женщина, продавшая душу дьяволу в обмен на сверхъестественные силы. Днем она выглядит как обычный человек, а по ночам принимает облик совы с женским лицом и развевающимися на ветру волосами. В таком виде она летает по воздуху либо прячется в засаде, подкарауливая жертву. Лечуса вполне способна унести в когтях взрослого мужчину, чтобы полакомиться его мясом. Современные истории рассказывают, что иногда Лечуса даже атакует автомобили, чтобы добраться до их живой и вкусной «начинки».

Случалось ли вам, ночуя в лесу, слышать крик, похожий то ли на птичий свист, то ли на детский плач? — Это и есть Лечуса. Так она подманивает добычу, если ждать становится уж вовсе невтерпеж. И даже если у вас хватило ума не пойти на голос, услышать его — само по себе дурной знак. Как и плач ирландской банши, крик Лечусы предвещает скорую смерть кому-то из близких родственников того, кто ее слышит.

3aec2fa45915a804a9dac68847334ef7.jpg
Art by Abigail Larson

Страх перед смертью заложен в нас, должно быть, самой природой, вместе с инстинктом самосохранения. Смерть в народной фантазии чаще всего предстает в облике скелета или наполовину изгнившего трупа. Она нередко орудует рубяще-режущим оружием, например, косой, серпом или мечом. Одним из распространенных эпитетов смерти считается прозвище Мрачный Жнец. Смерть жестока и, зачастую, чудовищна. Встречи с ней, по возможности, избегают, а ритуалы поклонения олицетворяющему ее божеству проводят только по случаю поминок. Даже имя ее иногда стараются не произносить вслух.

Однако встречаются культуры и традиции, где смерть носит вполне положительный характер и даже обожествляется, как в случае со знаменитой Святой Смертью — мексиканской Санта Муэрте, фестиваль поклонения которой — День Мертвеца — проходит как раз сегодня.

Образ Санта Муэрте родился от слияния верований коренного населения Мезоамерики — племени ацтеков — с католическим христианством. Будучи персонификацией смерти, она, тем ни менее, ассоциируется с исцелением, богатством и защитой, а также, безусловно, гарантирует своим почитателям благополучное путешествие в мир иной.

Любопытно, что мифологические воззрения некоторых народностей провозглашают Царство Смерти родиной человечества. Человек приходит из мира мертвых и после снова уходит в него. Так, те же ирландские кельты считали себя потомками бога смерти Донна.

santa_muerte_by_pumasordos-dajupxa.png
Art by Pumasordos

 

Яркий пример смерти, которая страшна и прекрасна одновременно — богиня смерти в верованиях древнего мексиканского народа чичимеков  Ицпапалотль. Имя богини обозначает «обсидиановая бабочка» либо «когтистая бабочка». Ицпапалотль может появляться как в облике прекрасной соблазнительной женщины, так и в облике ужасного скелета с крыльями бабочки, оснащенными обсидиановыми лезвиями. Она не только божество смерти, войны, человеческих жертвоприношений, но и возрождения, обновления, новой жизни.

Ицпапалотль правит земным раем Тамоанчаном (что можно перевести как «приют всех смертных» или «дом, куда мы возвращаемся»), где, по преданию, были сотворены предки людей. Рожденный в ее день будет обладать превосходным здоровьем и проживет долгую, благополучную жизнь.

Другая легенда рассказывает, что Ицпапалотль и богиня плодородия Чимальма были двуглавыми божественными оленухами и приняли облик прекрасных женщин, чтобы соблазнять мужчин. Тем временем, два облачных змея, Шиунель и Мимич, также приняли облик мужчин. Ицпапалотль соблазнила Шиунеля и дала ему пить собственную кровь. А когда он возлег с ней, разорвала ему грудь и сожрала его. Второй мужчина бросился бежать, но на пути ему попался огромный колючий кактус. Мимич свалился на него и преследовавшая его Ицпапалотль упала вместе с ним. По другой версии, облик оленей приняли как раз жертвы, и Ицпапалотль пожрала их сердца.

itzipapolotl_myl_by_soldevia-dc4yvfz.jpg
Art by SolDevia

Страх перед троллями, гоблинами и феями можно, наверное, отнести к особой разновидности ксенофобии. Конечно, то, как мы представляем себе троллей сейчас — лохматые великаны-людоеды или другого вида грозные чудовища — вполне способно испугать само по себе, но стоит вспомнить, что в старину троллем могли называть любое существо, отличное от человека. И даже людей, которые отличались от других манерой поведения и образом жизни, например, были некрещеными или жили изолированно от общества, где-нибудь в лесу или в горах.

Что же касается гоблинов, фей и эльфов — когда-то эти слова были почти что синонимами. А потому не представляйте себе фею как нежное миниатюрное создание со стрекозиными крыльями. Фея вполне может быть страшной, злой, жестокой или, по меньшей мере, пакостной особой.

 

happy_halloween_by_chrisreach_d31wre2-pre.jpg
Art by Chris Reach

Принято считать, что особенно страшны и коварны феи так называемого Неблагого Двора. Традиционное разделение фейри на Благой и Неблагой Двор берет свое начало в шотландском фольклоре. Куда, в свою очередь, скорей всего, пришло из скандинавской мифологии, в которой существовали такие категории как светлые альвы Льосальвар и темные альвы Дёккальвар, также именуемые цвергами. «Благой» и «неблагой» — достаточно приблизительный перевод шотландского Seelie и Unseelie, которые могут означать как «благословенный-неблагословенный», так и «счастливый-несчастный».

Время от Самайна и до Бельтайна, по повериям, принадлежит Неблагому Двору. В этот период они обретают силу и могущество, вынуждая более добрых и лояльных к человеку фей Благого Двора отступить и укрыться под землей. Феи Неблагого Двора опасны и жестоки. Если их благие собратья, по большей части, ищут дружбы с людьми, помогают им, награждают дарами за почтение, хотя и могут проказничать и подшучивать над неуклюжими смертными либо, в отдельных случаях, даже наказывать за причиненное им самим и тем, кого они опекают зло, то Неблагой Двор с людьми и вовсе не церемонится. Они нападают без причины и ради собственного удовольствия, они могут бить, пинать, кусать и щипать, они насылают мор и болезни, они вытаптывают посевы, похищают скот, загоняют до полусмерти лошадей, путают волосы спящим, насылают кошмары, уводят в гиблые места прочь от дома, воруют и топят детей, пьют кровь, соблазняют женихов и невест и чего только не вытворяют!

Впрочем, бытует также мнение, что разделение это довольно условно и любая фея может показать зубки без причины. Просто потому, что они у нее есть.

 

anh-pham-dark-fantasy-2.jpg
Art by Anh Pham

Типичный представитель Неблагого Двора — это зловредный фейри английского фольклора боггарт. Чаще всего боггарт обитает в домах, хотя встречаются и полевые или болотные боггарты. Считается, что добрый домашний дух-помощник — брауни — может превратиться в боггарта, если его обидеть.

Боггарт всегда исключительно безобразен с виду, лохмат, неуклюж, глаза у него величиной с блюдце, руки длиной — что две удочки, может быть рогатым и хвостатым, точно сатир. Силы у него обычно как у молодого быка или шестилетней лошади, в которую он, иной раз, любит превращаться.

Боггарты всегда большие пакостники, они только и делают, что вредят людям и доставляют неприятности. Если у хозяйки прокисло молоко, охромел пес или пропали какие-то вещи — наверняка, виноват боггарт. Кроме того, они любят подкрадываться к спящим людям и сдергивать с них одеяла, щипать за уши или просто хватать своей холодной и мокрой лапой за лицо.

Дикие боггарты, обитающие в норах среди болот — еще хуже домашних. Они воруют детей и пугают лошадей на дорогах, чтобы потом изловить и сожрать их.

Избавиться от боггарта очень сложно, даже если человек решит оставить свой дом и перебраться в другое место — боггарт запросто может спрятаться среди поклажи и переехать вместе с хозяином.

frogtosser_banneret_by_ralphhorsley_d1a0j18-pre
Art by Ralph Horsley

Мара — тварь куда похуже боггарта. В скандинавской и средневековой европейской мифологии это прекрасная, но злобная демоница или троллиха.

Мара приходит к спящим и садится им на грудь. Под весом непрошенной гостьи, человека начинает мучить удушье и кошмарные сны. Ни двери, ни замки не спасают от мары, потому что она способна проходить сквозь любую, самую крохотную щель или замочную скважину. Однако выйти демоница может лишь тем же путем, каким явилась, и, если, подкараулив ее, залепить отверстие, сквозь которое она вошла в дом, мару можно поймать и даже сделать своей женой.

Мара мучает не только людей, любит она также скакать верхом на лошадях, так что на утро они выглядят совершенно загнанными. Она же путает волосы людям и животным, и даже может кривить растущие деревья.

По другим рассказам, мара — это ведьма, принимающая облик животного. Мара может превращаться в кошку, жабу, собаку, лошадь, зайца, птицу, пчелу или осу.

Английское название ночного кошмара — nightmare, равно как и пришедшее в русский язык из французского слово «кошмар», происходят от имени этого зловредного духа.

succubus_angel_by_ubermonster-d6p4z6f
Art by Anthony Francisco

 

Огонь изначально был заклятым врагом человека, и лишь потом стал его другом, а потому животный страх перед разрушительной мощью огня более чем естественен. Однако ничуть не меньше, чем огня многие века человек боялся (да и что греха таить, продолжает бояться) прародины всего живого – воды. Водные глубины рек, озёр, морей и океанов человеческая фантазия населяла бесчисленными чудовищами, демонами, русалками, водяными, кикиморами или, наконец, древними богами Лавкрафта. Обитатели враждебной водной стихии топили корабли, затаскивали на дно детей, прельщали чужих жён, насылали мор и чуму, сводили с ума.

А вот стихия огня, как ни странно, представлена в народной традиции достаточно скромно. За исключением, разве что, авраамических религий, где ей щедро предоставлен целый загробный мир: ад. Соответственно, представляют стихию огня, по большей части, демоны, а также ифриты, адские гончие, драконы и саламандры.

isis-sousa-seasonsend-isissousa-web-as
Art by Isis Sousa

В мифологии ирландских кельтов морскими глубинами правили страшные одноногие, однорукие и одноглазые демоны — фоморы. Фоморы были древней и могущественной расой (и снова привет Лавкрафту!), заклятыми врагами более молодых светлых богов Туата Де Дананн. Подводный мир фоморов отождествлялся с царством мертвых, а сами его обитатели — не только с морем (с точки зрения кельта, одной из самых страшных вещей на Земле), но и с другими разрушительными силами: засухой, мором, голодом, тьмой и хаосом. Странный облик фоморов принято объяснять тем, что они не могли пребывать в мире живых целиком, проявляя себя только наполовину.

Страшнейшим из фоморов был король Балор Дурное Око. Единственный глаз Балора был способен изливать яд и пламя такой силы, что все живое гибло под его взглядом, а потому целое войско оказывалось бессильно против одного короля фоморов. Однако, как водится, кошмарная сила Балора, в итоге, обернулась против его же собратьев и подданных: его собственный внук, солнечный бог Луг Длинное Копье, приняв сторону светлых Туатов, в решающей битве вышиб деду смертоносное око метким выстрелом из пращи, да так, что глаз прошел через череп насквозь и вышел со стороны затылка. Бросив последний предсмертный взор на ряды фоморского воинства, Балор перебил немалое число своих же бойцов, оказав услугу Туата Де Дананн.

the_battle_of_lugh_and_balor_by_ionus-d1wn7tw
Art by Ion Ander

Зеленозубая Дженни или Дженни Зеленые Зубы — речная ведьма в английском фольклоре. У Дженни зеленая кожа, длинные, похожие на ряску волосы, сильные жилистые руки и острые зубы. Прячась в небольших, заросших тиной водоемах, она подкарауливает неосторожных детей и утаскивает их на дно. Иногда может схватить и взрослого либо старика. По некоторым рассказам, злая ведьма может скрываться также на верхушке дерева по ночам, а вой ветра в кроне — это ее голос.

Родители часто пугают непослушных детишек ее именем: «Берегись! Дженни тебя схватит!» Впрочем, некоторые фольклористы склонны считать, что Дженни — не просто «страшилка-бабайка», но память о древних практиках человеческих жертвоприношений.

il_570xN.366604197_fxnv
Art by Alexandra Dawe

Еще одно знаменитое чудовище, условно связанное со стихией воды — это англо-саксонский Грендель, сраженный доблестным Беовульфом. А вернее — его мать. Облик и природа матери Гренделя нигде не описываются. Не называется и ее имя. Все, что о ней известно наверняка — это то, что она была необычайно сильна, жестока, и обитала в пещере на озере. Толкование образа этой загадочной женщины вызывает многочисленные споры в кругу исследователей. Многие представляют ее озерным монстром, демоном, троллем, ведьмой, но есть и версии, в которых она предстает женщиной-воином, валькирией или даже богиней (в частности, ее образ связывают с именем Фрейи, которая была и богиней плодородия, и богиней войны).

ff39880ace541ac7578e6fa2874d5374
Art by J. Edwin Stevens

Адская гончая, вероятно, ведет свой собачий род от греческого треглавого пса Цербера, охранявшего врата, ведущие в мир мертвых — мрачное царство Аида. Ужасный пес был отпрыском змееногого и стоглавого великана Тифона, а сестрами ему приходились не менее знаменитые Химера и Лернейская Гидра. Однако, даже будучи чудовищем, Цербер оставался псом и исправно нес свою службу: не впускал живых к мертвым и мертвых к живым.

Что, хотя и с некоторой натяжкой, можно сказать и о пришедших ему на смену гончих ада. Большинство из них занимается скорее тем, что загоняет души грешников в ад (ну, на то они, все-таки, и гончие). Либо охраняет кладбища — тоже, в каком-то смысле, пограничные пространства между мирами. В европейском фольклоре увидеть адского пса, например, баргеста или грима, либо даже просто услышать его вой — знак скорой и неминуемой смерти.

Выглядят адские гончие как огромные взлохмаченные псы, чаще всего — черные, с огненно-красными глазами, невероятной силой и сверхъестественными способностями. В культурах, где представления об аде связаны с огнем, псы также могут получать определенные огненные аттрибуты.

hell_hound_by_dusanmarkovic-d9rg0pv.jpg
Art by Dusan Markovic

Сопровождают адские псы и валлийского короля фейри, предводителя ужасной Дикой Охоты, начало которой приходится как раз на Самайн — Гвинн ап Нида. Эти гончие несколько отличаются от большинства других: они не связаны ни с огнем, ни с мраком, но лишь со смертью. Поэтому масть у них вовсе не черная, а напротив — белая. Кун Аннун, псы Аннуна, белы как смерть, но, в мере живых, их глаза и уши наливаются кровью и краснеют.

По легендам, псы охотятся лишь на земных зверей и жестоких преступников. Последних они преследуют до тех пор, пока те не упадут на землю, не в силах больше бежать.

О предводителе валлийской Дикой Охоты рассказывают, что сам Бог назначил его стражем над демонами в аду, чтобы те не вырвались на волю и не погубили мир.

rider_of_the_night_by_dusanmarkovic-d47nwnx.jpg
Art by Dusan Markovic

Множество ужасов таит в себе темнота. Она — надежное укрытие для сверхъестественного, что караулит тебя прямо за спиной, идет следом шаг в шаг, скользит поодаль размытой тенью, падает вниз на бесшумных крыльях, плачет и стонет по ночам над каминной трубой. Время идет, человечество взрослеет, и, кажется, забывает былые страхи, смеется над детскими суевериями. Пока однажды страх не подкрадется из самого потайного уголка Вселенной или души человеческой. Оглянись. Он здесь. Он никуда не уходил.

Реклама

Время страхов: 5 комментариев

Добавьте свой

  1. А Носферату и вампир это не название одного и того же?
    Простите мою не просвещенность.
    И, кстати, что заметил. Эти чёртовы христиане подмяли под себя все языческое что не смогли искоренить огнем и мечом и видоизменили, зачастую не в лучшую сторону .
    И насчёт оборотней. Не редки случаи, по крайней мере в Африке, если ничего не путаю, где оборотни это защитники племени и это передается от старейшины к приёмнику. Плюс у народов крайнего севера нечто подобное встречается — аля защитник земель и все такое. В плане оборотни как и люди, есть плохие, а есть хорошие. Если не ошибаюсь, также, многие боги в разных мифологиях умели превращаться в различных животных и насекомых и тоже ради защиты своих подопечных

    Нравится 1 человек

    1. По сути да. Равно как и стригой, морой, вурдалак — все сие есть тот же вампир, только в профиль. С носферату не совсем понятно, возможно, в Румынии им называли просто дьявола. И насчет оборотней вы полностью правы — тотемное животное-предок, нагваль, своеобразный дух-хранитель. Думаю, как-нибудь напишу отдельно о «меняющих облик», мне эта тема очень близка.

      Нравится

      1. В глубине души, наверное, да. 😉 Не знаю, почему-то мотив единения человека со зверем (птицей тоже, если на то пошло) всегда восторгает и трогает до глубины души. Если я способна разрыдаться в кино, то это точно не над слезливой мелодрамой, а скорей в эпизоде, где в герое, в критический для него или его близких момент, пробуждается дух волка или ягуара, и, тем самым, помогает победить. Ну или когда близкий ему по духу зверь просто приходит на помощь. Наверное, это максимально соответствует моему идеалу: человек — часть природы, ее дитя, а не ее покоритель и завоеватель.

        Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Create a website or blog at WordPress.com Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: