Наследие Йольского Человека

Главным героем зимних праздников, которые сегодня принято называть Новогодними или Рождественскими, давно уже стал веселый розовощекий и белобородый дед, лучший друг малышни, владелец волшебных саней, житель дальнего Севера, добряк Санта Клаус или, по-нашему, Дед Мороз. О происхождении Новогоднего или Рождественского Деда пишут много, при чем и правды, и вранья. Я также не претендую на истину в последней инстанции и лишь рассчитываю на ваше снисхождение. Рассказывать о том, как образ христианского святого слился воедино с образом древнего языческого божества, олицетворявшего зимнюю стужу, я особо не стану. Расскажу только о его волшебных предшественниках и их загадочных превращениях. Потому что, тем временем, как один из потомков Йольского Человека стал Санта Клаусом, другие сделали, может быть, менее блестящую карьеру, но все же заняли свое, вполне достойное место в фольклоре европейского Рождества.

d4e3edu-e1823308-9204-4af1-ad88-1cc240363749.jpg
Art by Alexander Alexandrov

Началось все, конечно же, с Йоля и Йольнира. Йоль — языческий германо-скандинавский праздник зимнего солнцестояния, рождения нового солнца и поворота от зимы к лету. Йольниром  же или «Человеком Йоля» древние скандинавы называли своего могущественного верховного бога Одина.

Один — фигура достаточно противоречивая. Он покровительствует яростной битве, забирая в свой небесный чертог Вальгаллу павших в бою храбрейших из воинов, но также учит мудрости, ради которой он пожертвовал своим глазом, магии, ради которой он девять дней провисел на Мировом Древе, поэзии, священный напиток которой он похитил у великанов.

Один мрачен и обворожителен одновременно. Он соблазняет девиц и похваляется этим более, чем своими боевыми подвигами, он спускается в мир мертвых, чтобы узнать судьбы мира, он жульничает, лукавит, спорит в мудрости с мудрейшими и смеется над храбрыми.

odin__the_allfather_by_jamesbousema_dc0ru5y-pre.jpg
Art by James Bousema

Йольские праздники — время Охоты Одина. Дикой Охоты. Все Йольские ночи, с первой по тринадцатую, мудрый воитель и хитрый колдун Один гонит прочь из Срединного Мира хтонических чудовищ, волка Фенрира, грозящего проглотить Солнце, злобных троллей, прячущихся под снегом — в общем, надо думать, так или иначе, но несет Земле добро, свет и покой. Хотя делает это очень шумно, бурно и огнеопасно.

Ну а кроме того, Йольнир, как и положено богу, благосклонно принимает хвалы, возлияния и кровавые жертвы — как же без них? Подарков, не считая избавления от вечной тьмы и когтей населяющих ее чудищ, он особо не дарит, хотя для героя может, иной раз, и расщедриться.

odin_by_montjart_d9inbo3-pre
Art by Simon Zhong

Долгие века Йольнир Один властвовал зимними праздниками Йоля, когда же вера в языческих богов стала постепенно отмирать, их место, безусловно, заняли маленькие волшебные человечки — эльфы, домовые, феи, гоблины. И — должен же был хоть кто-то из них позаботиться о Йоле или, как его теперь стали называть, Рождестве!

На родине Йольнира, в заснеженной Скандинавии, им стал Йольский Ниссе или Йольский Томте.

Ниссе выглядит как небольшой человечек с длинной белой бородой, от пары дюймов в высоту до половины роста взрослого человека. Обычно он носит шерстяную тунику с поясом, бриджи до колен, чулки и красный колпак. Некоторые предания утверждают, что у него по четыре пальца на каждой руке, заостренные уши и светящиеся в темноте, как у кошки, глаза. Свой малый рост он компенсирует невероятной силой и способностью менять облик, превращаясь в настоящего великана.

even-amundsen-dagfinn-snauholt
Art by Even Amundsen

Ниссе, по большей части — доброжелательный дух. Он селится в крестьянских домах и амбарах и помогает людям по хозяйству. Однако он крайне обидчив и строг: ратует за безукоризненное соблюдение традиций, не любит перемен и просто не переносит грубость, лень и бездумное расточительство. Причем, в отличие от многих других домовых духов, обиженный Ниссе не уходит искать другое пристанище, а сурово наказывает провинившихся. Ругаясь матом в сарае, крестьянин рискует получить взбучку от маленького помощника, а лодырь и вовсе может поплатиться, недосчитавшись коров в хлеву.

Йольский ниссе приносит не подарки (хотя в современной традиции он занимается именно этим), он приносит куда более ценную вещь — удачу. Но только тем, кто всячески угождает ему, не раздражает дурным поведением, и, в особенности в канун Йоля и Рождества, угощает бородатого малыша вкусной кашей с маслицем. Ну а коли забудешь накормить волшебного гостя — жди беды. Ниссе перевернет дом вверх ногами, сломает все, до чего дотянется, свяжет коров хвостами друг с дружкой, а то и поколотит жадину, слопавшего его кашу.

kiri-ostergaard-leonard-kiri-leonard-winter-wonderland-web.jpg
Art by Kiri Østergaard Leonard

Современный Йольский Ниссе часто выступает в роли спутника и помощника другого известного Рождественского Деда — Йолупукки. Наверное, многие хоть раз слышали, что Йолупукки — имя финского Санта Клауса. Однако, думаю, не все знают, что имя Йолупукки буквально обозначает «Йольский Козел».

Образ Йолупукки несомненно вырос из той же фольклорной языческой традиции и, возможно, даже восходит к культу почитания древнескандинавского бога Тора, в упряжке которого бегали два бессмертных козла — Тангниостр и Тангриснир.

Рассказывают, что по началу Йольский Козел был некой сверхъестественной фигурой, волшебным созданием, в канун Йоля или Рождества навещавшим людей, чтобы проследить, все ли готово к празднику, наградить подарками прилежных и наказать ленивых.

hannah-kennedy-yulecard-2014
Art by Hannah Kennedy

В народных обычаях, роль Йолупукки часто исполнял мужчина, наряженный в козью шкуру, с берестяной маской на лице и рогами козла на голове. Он тоже прохаживался от дома к дому, пил водку со взрослыми, дарил подарки хорошим детям и стегал хворостиной плохих.

Впоследствии образ Йольского Козла Йолупукки как раз и сросся с образом известного христианского покровителя Рождества — Святого Николая. Его же «карающая» ипостась, по-видимому, передалась злым помощникам святого — Крампусу, Кнехт Рупрехту, Черному Питу и многим другим. Но не будем забегать слишком далеко вперед — дойдет очередь и до рождественских злыдней. Причем уже очень скоро.

Любопытно, что после того, как сын финских эмигрантов в Америке изобрел облик современного доброго толстяка Санта Клауса, многие его новые, смягченные и подслащенные черты стали передаваться в обратную сторону, переходя и к его более суровому и пугающему прототипу.

santa_claus_by_alanscampos_dc3rhyd-pre.jpg
Art by Alan Campos

И все же скандинавский «Рождественский Дед» Йолупукки, как и его коллеги Йултомте или Йулениссе, отличается от своего популярного потомка: он не страдает ожирением, не лазит в дом через дымоход, предпочитая чинно входить через парадную дверь, и не летает по воздуху, а ходит пешком, опираясь на посох, либо ездит в санях, запряженных северными оленями, но тоже по твердой земле. Да и живет он обычно не на Северном Полюсе, а где-нибудь в соседнем лесу.

Что же до Йольского Козла, то он также перестал быть частью Йолупукки, и, подобно Йольским Ниссе, превратился в помощника северного Санты — милого, доброго и безобидного.

0d6006870bb1c9ed7bb06fb9e1d585bc.jpg
Art by Samuel Flegal

Но, как говорится, свято место пусто не бывает и где есть пряник, найдется и кнут. И первым в списке рождественских страшилок, также, должно быть, некоторым образом, ведущих свой род от старика Йольнира, у меня будет исландский Йолакёттуринн — Йольский Кот.

Йолакёттуринн — это огромный и злобный котище, который шныряет по заснеженным деревням и селам в канун Йоля (ныне — Рождества), и, с превеликим удовольствием, поедает тех, кто не удосужился обзавестись новой шерстяной одеждой к празднику. Больше всего, как обычно, достается детям, но Йольский Кот не щадит и взрослых. В менее кровожадном варианте поверья, Кот съедает рождественский ужин провинившихся.

tumblr_static_yule_dudes_pic.jpg
Art by Shannon Connor

Страх перед Йольским Котом заставлял даже самых последних лодырей до ночи сидеть за прялкой и станком: не закончишь работу в срок — не получишь желанную обновку и пойдешь усатому на обед. Уж он церемониться не станет.

Светлой и доброй стороны у Йолакёттуринна, в общем-то, нет. Он может только съесть или не съесть. И все же современные исландцы любят своего котика. Йольскому Коту даже посвящено стихотворение популярного исландского поэта Йоуханнеса ур Кётлума, которое также стало основой для мрачноватой рождественской песенки певицы Бьорк.

yulecatcard-0
Art by Alexandria Noël

Еще одна известная исландская великанша-людоедка (и, к слову, хозяйка Йольского Кота) — это Грила. Грила живет в горах, в огромной пещере. У нее три мужа и семьдесят с лишком детей. Почти все они могут причинять людям неприятности, разной степени серьезности: от мелких пакостей до больших бед. Сама Грила спускается с гор в канун Рождества (либо в тринадцатую ночь Йоля) и принимается охотиться на непослушных детишек, из которых варит похлебку. У Грилы завидный аппетит и она всегда знает, кто вел себя плохо.

Впрочем, тринадцать сыновей Грилы, именуемые Йоласвейнами или Йольскими Ребятами, бывают и добры к людям. Именно они приносят рождественские подарки детворе. Но, конечно же, озорники они тоже изрядные. И, если хорошие, благовоспитанные дети получают от них сладости, то непослушные обнаружат на утро в поставленном на подоконник башмаке уголь или гнилую картошку.

queen_of_yule_by_magickarta-dbx6l0t.png
Art by Magickarta

Но, конечно, самый знаменитый персонаж, главное и единственное предназначение которого — пугать и наказывать непослушных детей в канун зимних праздников — это Крампус. Не в пример вольным исландским чудовищам Йоля, творящим зло по собственному усмотрению и без всяческих ограничений, Крампус — демон на службе добра, этим самым добром подчиненный и порабощенный.

a_gift_from_krampus_by_javirgraphics_d9l5f30-pre.jpg
Art by Javier Ruiz González

Козлоногий, рогатый, гротескно-уродливый персонаж альпийского фольклора считается антиподом и одновременно слугой главного покровителя детей и дарителя подарков — Санкт Николауса или Святого Николая. В знак того, что Крампус находится во власти святого, бедный демон носит тяжелую цепь.

Однако, что занятно, Санкт Николаус особо не возбраняет ему проявлять свою подлую демоническую натуру и даже использует его, дабы, надо полагать, не марать руки самому и не порочить свою кристальную репутацию добряка. Крампус же, с наслаждением, выполняет за него черную работу: дарит ослушникам уголь, порет их розгами или даже сажает в плетеную корзину или заплечный мешок, чтобы утащить с собой в ад.

gruss_vom_krampus_by_irenhorrors_dctpkzm-fullview.jpg
Art by Iren Horrors

Внешний облик Крампуса варьируется в зависимости от региона — ведь в рождественского демона верят не только в Австрии, но также в Венгрии, Чехии, Хорватии, Словакии, Словении, на юге Германии и на севере Италии. Однако основные черты примерно схожи: темная всклоченная шерсть, раздвоенные копыта, длинные когти, высунутый или даже скорей вывалившийся язык и, конечно же, рога — чаще всего, козлиные. В руках у традиционного фольклорного Крампуса всегда пучок березовых розог, хотя на некоторых более поздних изображениях его может заменять кнут. За спиной он, как уже говорилось, носит плетеную корзину или мешок, куда сажает непослушных детишек. Руки подневольного демона обычно скованы длинной железной цепью, которой он любит громыхать, для пущего эффекта. Иногда к этому, достойному рокера-металлиста, украшению прибавляются колокольчики.

krampus___the_yule_lord_by_spikejones67_d86dgb8-pre (1)
Art by SpikeJones67

Строго говоря, Крампус не имеет прямого отношения к Рождеству: он, как и его хозяин Санкт Николаус, приходит к детям в начале декабря, с пятого на шестое. Этот день в большинстве европейских стран считается Днем Святого Николая. К этой же дате во многих австрийских городах бывают приурочены целые шествия ряженых крампусов, или, точнее, крампусовые бега: при огромном скоплении народа, жуткие демонические фигуры мчатся по главной улице города, в свете огней и искрах фейерверков, и угощают розгами всех, до кого дотянутся. Хотя, скажу честно (потому что в этом году я там была и могла удостовериться): взрослым обычно достается больше, чем детишкам. Крампусы подобрели и маленьких стараются особо не обижать. Ну, разве что, потехи ради.

imgp6085
Krampuslauf  in Graz 2018

О происхождении образа Крампуса спорят и гадают многие исследователи фольклора. Большинство из них, похоже, сходится в том, что образ этот — еще дохристианский, языческий. Кто-то видит в нем отголосок веры в рогатого бога Пана и лесных духов сатиров, кто-то — кельтского Кернунноса, кто-то — все того же скандинавского Йольского Козла. Даже его розги могли изначально иметь положительный аспект: символизировать обряд инициации, либо достаточно распространенную практику ритуального бичевания с целью изгнания злых духов и болезней, либо, в конце концов, служить своеобразным фаллическим символом, аттрибутом языческих церемоний, способствовавших обретению плодородия (как землей, так и человеком).

son_of_the_krampus_by_nonparanoid-d9kwp29.png
Art by Julia Vasileva

В некоторых случаях, спутницей Крампуса становится такая же демоническая личность по имени Перхт. Считается, что образ Перхт или Фрау Перхты восходит к языческому олицетворению зимы — всем известной Госпоже Метелице. Рассказывают, что у Перхты или Берхты, имя которой, предположительно, означает «светлая», есть два обличия: белоснежной красавицы и уродливой, лохматой, сморщенной старухи. Во многих старинных описаниях, одна нога Перхты либо попросту непомерно велика, либо и вовсе похожа на гусиную. По разным трактовкам этой примечательной особенности, странная нога может указывать на связь с легендами о лебяжьих девах-валькириях, или же просто на род деятельности Перхты: она проводит слишком много времени за прялкой.

IMGP5986.jpg
Krampuslauf  in Graz 2018

Перхта и впрямь присматривала за пряхами. А также, как водится, посещала дома в святочные ночи и награждала трудолюбивых серебряными монетками, а лентяев жестоко наказывала. Причем изощренность Перхты даст фору не только розгам Крампуса, но и котлу с похлебкой Грилы: Фрау Перхт разрезала живот провинившегося, вынимала оттуда все внутренности и забивала образовавшуюся дыру соломой и булыжниками.

Но все эти ужасы, конечно, больше относятся к уродливой ипостаси Перхты. В своем же прекрасном облике она приносила людям удачу и достаток. В особенности, если они оставляли ей угощение с рождественского стола.

krampus_and_perchta_ii_by_abigaillarson_dbtgnxm-fullview
Art by Abigail Larson

Роль, схожую с ролью Крампуса, в фольклоре различных стран выполняют и другие персонажи, некоторых из них я уже упоминала выше: немецкий Кнехт Рупрехту — Рыцарь Руперт, загадочный найденыш, воспитанный Санкт Николаусом, голландский Черный Пит — мавританский слуга Санты, французский Пер Футард — злобный мясник-людоед, за свои грехи и преступления отданный в услужение Святому Николаю. Почти все они носят с собой розги, кнут или многохвостую плетку, а также мешок с золой и углем, чтобы всячески наказывать невоспитанных мальчиков и девочек.

a_visit_from_knecht_ruprecht_by_sanskarans_dcv1fzf-pre.jpg
Art by Sandeep Karunakaran

Однако общество непрестанно меняется, третировать детей все больше выходит из моды, и старые рождественские демоны постепенно забывают о своих прямых обязанностях. Черный Пит больше не грозит забрать малышей в далекую Мавританию, где их непременно съедят на ужин страшные сарацины, а просто лазает по каминным трубам, доставляя подарки — оттого и лицом черен. Рыцарь Руперт тоже перестал напоминать чёрта и принялся носить мешок с подарками, помогая своему святому покровителю. Что касается Пер Футарда — по правде говоря, не знаю, можно ли что-то поделать со столь говорящим именем, в переводе с французского означающим буквально «Папаша Поротель». Разве что постараться вычеркнуть из народной памяти и заменить добрым оленем Рудольфом и рождественскими эльфами.

christmas_elf_by_renaillusion_d9ktbp0-pre.jpg
Art by Rena Illusion

Кстати, о рождественских эльфах. Эти миниатюрные создания с заостренными ушами и в таком же остром колпачке появились в американской, канадской, британской и ирландской культурах сравнительно недавно. Впервые о них, как о маленьких помощниках Санта Клауса заговорили в середине девятнадцатого столетия. До этого в роли «веселого старого эльфа» иногда выступал сам Санта. В основе образа рождественского эльфа, скорей всего, лежит все тот же образ скандинавского Йольской Ниссе или Йольского Томте — маленького домового, приносившего удачу хорошим хозяевам и нередко учинявшего дебош в доме плохих.

Рождественские эльфы, в современной популярной культуре, живут на Северном Полюсе вместе с Санта Клаусом. Там они мастерят игрушки для детей и ухаживают за ездовыми оленями своего босса. И, предположительно, почти не проказничают.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Create a website or blog at WordPress.com Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: