Золотая середина миров

Концепция мира посередине — между двумя, в большинстве случаев, враждебными друг другу мирами, высшим — божественным, и нижним — демоническим, либо злым и добрым, миром смерти и миром бессмертия — известна очень многим мифологиям. Почти у каждого народа есть свой уютный мирок посерединке, где не слишком жарко и не слишком холодно, где все знакомо и привычно — мир людей. Когда дело доходит до сотворения новых фэнтези-миров, многие писатели также, не мудрствуя лукаво, заимствуют эту концепцию. Например, один из самых знаменитых миров такого рода: Мидгард.

Мидгард, иногда также называемый Манхеймом, «домом людей» — один из девяти миров в германо-скандинавской мифологии. Мидгардом называли видимый мир, населенный людьми, или, иначе говоря, Землю. Само древнескандинавское слово Miðgarðr состоит из двух корней: «середина» и «ограда, двор». В среднеанглийском оно трансформировалось в Middle-earth, что знакомо нам как толкиновское Средиземье. 

Скандинавский Мидгард располагается прямо посредине Мирового Древа Иггдрасиля, между ледяной землей Нифльхейм, что на севере от него, и огненной землей Муспельхейм, что на юге. Со всех сторон он омыт Мировым океаном, в котором обитает великий змей Ёрмунганд. Змей так велик, что опоясывает собой всю Землю и впивается зубами в собственный хвост. Также Мидгард связан с миром бессмертных богов-асов — Асгардом. Соединяет их радужный мост Биврёст, путь по которому охраняет страж богов Хеймдалль.

Однако Мидгард зовется все же не просто «средней землей», а именно «огражденным двором», потому как его ограждает стена, сотворенная богами из бровей (либо, по другим источникам, ресниц) древнего гиганта Имира, первого живого существа во вселенной. Убив Имира, боги построили мир среди бездны из его тела, кровь его стала океанами, кости — горами, волосы — деревьями, зубы — скалами, а мозги — облаками. Стену вокруг Мидгарда асы создали, чтобы защитить Срединный Мир от злобных великанов-ётунов, обитающих на востоке.

В последней битве богов с хтоническими чудовищами — в день Рагнарёка — Миргард, вместе со всеми остальными мирами, будет сожжен пламенным гигантом Суртром и потоплен в глубинах Мирового океана. А после — возродится вновь и будет заселен новым поколением богов и людей.

Средиземье Толкина — также не есть целая Вселенная. Средиземье — это всего лишь название большого континента на планете Арда, что можно считать вымышленным древним названием Земли во Вселенной под названием Эа. К западу от Средиземья лежат Бессмертные Земли Амана — обитель богов-Валар и эльфов-эльдар — и Благословенный Остров Тол-Эрессеа, к востоку — по видимому, необитаемые Земли Солнца, о которых почти ничего не известно, к югу же — Темные Земли, где какое-то время обитала чудовищная паучиха Унголиант, пожиравшая свет и источавшая тьму.

На заре веков, Средиземье, также именуемое Эндором, сотворили божественные сущности — Валар. По их первоначальному замыслу, континент был строго симметричным, но после пострадал в битвах добрых Валар с духом зла, Темным Владыкой Мелькором, и очертания Эндора исказились. По вине Мелькора пали и два Великих Светильника, озарявших весь мир Арды. После их разрушения, Средиземье, оставленное богами, долгое время пребывало во тьме, и лишь века спустя получило Луну и Солнце.

Средиземье заселяли смертные расы: люди, гномы, орки, тролли, хоббиты, а также невероятно долго живущие великаны-дендроиды — энты, и, конечно же, бессмертные эльфы. В конце Третьей Эпохи почти все эльфы покинули Средиземье, уплыв на Запад, в Земли Бессмертных.

Представления о Земле, как о мире где-то посередине, безусловно, существовали не только у Толкина и викингов. В частности, Срединным Миром назвал один из своих миров и американский писатель, преимущественно работающий в жанре ужасов — Стивен Кинг. Тем не менее, у Кинга есть, по крайней мере, несколько книг, которые можно смело отнести к жанру фэнтези. В числе их и знаменитая «Темная Башня». 

Срединный Мир (Mid-World) Стивена Кинга — лишь один из миров или уровней Темной Башни, служащей основой и осью для великого множества миров. Однако это — единственный мир, из которого можно войти в саму Башню. Именно в нем живет главный герой серии — Роланд Дискейн. Срединный Мир в чем-то схож с нашим миром, однако во многом отличается: он стоит на обломках могучей цивилизации Великих Древних, в нем жива магия, он населен демонами, оборотнями, всевозможными духами и мутантами, чудовищами, феями и иногда даже говорящими зверушками, именуемыми ушастиками-путаниками. Хранители мира — благородные стрелки из рода Артура Эльдского, последним из которых и является Роланд.

Можно предположить, что Кинг позаимствовал название Срединного Мира оттуда же, откуда и Толкин, или даже непосредственно у самого Толкина. Однако есть и другой, географически куда более близкий американскому писателю мир — Средний Мир (Middleworld) в мифологии Майя. В целом, космология Маяй довольно схожа с древнескандинавской: миры (Верхний, Нижний и Средний) были нанизаны на Мировое Древо — гигантскую сейбу — верней, по сути, являлись его частями. Так, Средний Мир был стволом дерева, девять Нижних миров — его корнями, а тринадцать Верхних — ветвями сейбы. Люди могли обитать только в Среднем Мире, тогда как боги и духи предков жили как в Верхнем, так и в Нижнем, а также делили Средний Мир с людьми и животными. Пирамидальные храмы считались местами, где миры пересекаются, и во время ритуального транса майянские короли могли общаться с жителями небесных и подземных миров.

В мире где-то посередине предпочитали жить и древние славяне, и обитатели Срединной империи или Поднебесной — Китая, и коренные народы Индонезии. Срединными нарекают свои миры Перумов и Лукьяненко, Срединные земли (хотя уже и в менее глобальном понимании термина) наличествуют в мире «Меча Истины» Терри Гудкайнда и Мире Варкрафта, Мидгардом называют многочисленные города и государства фэнтезийных ролевых игр. И, думаю, дело не только в традиции (хотя, прежде всего, как раз в ней): ведь середина — это не просто нечто усредненное. Это еще и связующее звено между началом и концом, верхом и низом, прошлым и будущим, место, откуда проще всего добраться в любую из крайностей — хоть на Небеса по бобовому стеблю влезть, хоть в сам Ад на веревке спуститься.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Create a website or blog at WordPress.com Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: