Во славу Рогатого Бога

Романтический образ Увенчанного Рогами Бога, по большому счету, пришел в современную неоязыческую и викканскую культуру из фэнтези. Как некого абстрактного и безымянного бога дикой природы, охоты, сексуальности и жизненного цикла, супруга Великой Тройственной Богини — Девы, Матери и Старухи — его воспевает, к примеру, Мэрион Брэдли в «Туманах Авалона». И в этом лишь следует за британской писательницей-антропологом Маргарет Мюррей, по сути, сотворившей синкретические представления о едином Рогатом Божестве. Однако появился Рогатый Бог в литературе еще раньше, и, конечно же, не на пустом месте. Быть может, впервые он выступает на страницах сказочной повести шотландского писателя Кеннета Грэма «Ветер в ивах». Там герои-зверушки — Мистер Крот и Мистер Крысси — случайно встречают мистическое рогатое существо — могущественное, пугающее и доброе. Его же, как греческого бога Пана, прославляет один из родоначальников фэнтези ирландский писатель Лорд Дансени.

Art by Piarot Gagliardi

Имя, которое чаще всего дают Рогатому Богу сейчас — это Кернуннос или Хёрн. Но, безусловно, Увенчанных Рогами в мировой мифологии было не мало. Рога носили боги и богини, мелкие лесные духи и могущие властители небес. И все они, в той или иной мере, своей «рогатостью» символизировали единство человека с природой, божества со зверем, высшей природы с низшей.

Рогатый Колдун

На стенах французской пещеры Труа-Фрер («Три Брата»), обнаруженной в 1914-м году тремя сыновьями графа Бегуана, можно увидеть множество доисторических наскальных рисунков, возраст которых насчитывает около пятнадцати тысяч лет. В основном это — фигуры львов, медведей и бизонов, гораздо реже — людей. Но самая знаменитая и загадочная гравюра из пещеры Труа-Фрер носит название «Колдун» и существо, изображенное на ней, соединяет в себе черты человека и животного.

Первым таинственную фигуру обнаружил и зарисовал французский аббат, археолог, антрополог и специалист по палеолиту и истории первобытного искусства Анри Брёйль. В его наброске создание ходит на двух человеческих ногах, руки (по крайней мере кисти рук) у него тоже бесспорно человеческие, однако тело принадлежит животному (возможно, волку), глаза — совиные, а голову венчают ветвистые оленьи рога. Ниже хвоста изображен эрегированный фаллос.

Рисунок Анри Брёйля

«Колдун», также часто именуемый «Великим Колдуном» или «Рогатым Колдуном», согласно некоторым теориям, мог быть первым в истории изображением божества — некого доисторического Рогатого Бога. Именно основываясь на этих выводах, англо-индийская исследовательница Маргарет Мюррей построила теорию о существовании единого древнего рогатого божества, культ которого получил отражение в религиях и мифологиях всех народов мира.

Теория эта многократно оспаривалась, как, к слову, и достоверность рисунка, сделанного Брёйлем, поскольку более поздние фотографические снимки росписи уже не запечатлевают знаменитые рога «Колдуна». То есть, на мой взгляд, можно допустить, что: либо аббат был наделен хорошим воображением, либо впоследствии наскальная гравюра пострадала, столкнувшись с враждебной микрофлорой, занесенной первыми посетителями. Что, в общем-то, тоже случается.

Art by Velizar Simeonovski

В любом случае, теория получила широкое распространение в кругах виккан и неоязычников, и ныне почитающих древнего и единого Рогатого.

Чудо-олень

Скорее всего, зооморфность вообще и рогатость в частности проявляется в обликах самых архаичных богов человечества как наследство почитания тотемных животных первобытными племенами. Как известно, тотемом принято называть некого духа-покровителя, который считался божественным предком рода или племени и выступал его символом и объектом почитания. Сам термин «тотем» пришел из языка североамериканских индейцев оджибве, однако аналог тотема встречается повсеместно, не только в Америке, но и на всех других континентах планеты. Тотемом может быть любое животное, да и не только животное, но и растение или даже стихия, как ветер, гром или молния. Но одним из самых популярных тотемных животных во всем мире был все же именно олень.

Конечно, наиболее почитаем олень у народов севера, которым мясо и шкуры этого животного служат источником питания, одеждой, постелью и даже материалом для сооружения жилья. Но вовсе не одни только инуиты обожествляют оленя. Его ветвистые рога — изумительное украшение, которое олень ежегодно сбрасывает и отращивает заново — сделались символом Солнца и возрождения у множества народов мира. Олень (в особенности — белый олень) часто выступает также в роли духа-проводника, который может указать путь в потусторонний — волшебный, сказочный, зачарованный — мир или же просто сопроводить избранного в край, предназначенный ему и его роду высшими силами. Оленухи могут становиться матерями или кормилицами эпическим героям, как, например, ирландскому Ошину (Оссиану) или германскому Сигурду (Зигфриду). 

Art by Alexandra Semushina

У ирландцев и шотландцев олени — это домашний скот народа фейри. Женщины-феи обычно пасут и доят их, а также сами оборачиваются оленями. В германских мифах олень Эйктюрнир стоит на самой верхушке Мирового Древа Иггдрасиля и объедает его молодые побеги. В верованиях индейцев уичоли олень символизирует как питающую тело силу маиса, так и просветляющую дух силу галлюциногенного кактуса пейота. В славянских и уральских мифах обожествляются златорогие и сребророгие олени, одним из потомков которых, несомненно, стал ветвисторогий козлик Серебряное Копытце, ударами копыт выбивавших драгоценные камни.

А в одной из древнеиндийских притч в облике оленя возродился сам Будда.

Святая корова!

Ничуть не менее, а, может быть, даже и более почитаемым, чем олень, рогатым тотемным животным во всем мире был, конечно же, царственный бык. В большинстве культур древности бык виделся как символ и воплощение силы, величия, власти и мужественности. Наскальные изображения дикого быка — тура — одни из первых творений рук человека. К древнейшим относится и небесное созвездие Тельца — образ быка в этом скоплении звезд люди начали видеть еще в Поздний палеолит, примерно семнадцать тысяч лет тому назад.

Многие боги отождествлялись с быками, принимали облик быков или, по крайней мере, получали таковое прозвание в качестве восхваляющего эпитета. Так, верховный бог шумерского пантеона, героический Мадрук носил прозвище «Солнечный Бычок» или «Теленок Уту» (то есть бога Солнца). Греческий верховный бог Зевс принял облик великолепного быка, чтобы похитить финикийскую царевну Европу. Божественный белый бык Нанди служил верховному владыке индуистского пантеона Шиве. А шумерская богиня любви Инанна величала «диким быком» своего мужа Думузи в эротических стихах, посвященных их брачному союзу.

Art by Alexandra Khitrova

В Древнем Египте священный бык Апис почитался как самостоятельное божество или выступал в роли посредника между людьми и высшими богами (такими, как Птах и Осирис). Кстати, слово «Ка», обозначавшее в религии египтян жизненную силу или некое подобие души, буквально переводится как «бык».

Корова как священное животное более всего почитается в индуизме. Убийство быка или молочной коровы в Древней Индии приравнивалось к убийству человека, притом человека самой высшей касты — брахмана. Табу на убийство коровы можно обнаружить и в буддизме, а забота о коровах равноценна заботе «обо всем живом». Зороастрийский термин, обозначающий душу Земли буквально переводится как «дух коровы».

Art by Pat Hart

Как и олень, корова необычной масти зачастую указывала героям путь к некому благословенному месту, где они после могли основать славнейший из городов. Вслед за своей чудесной коровой, похищенной королем морских демонов-фоморов, спустился в подземный мир будущий отец знаменитого ирландского бога искусств и ремесел Луга Длиннорукого Киан. Быка, как символ власти, даровал критскому царю Миносу бог морей Посейдон.

В космогонических мифах скандинавов первозданная корова Аудумла вскормила своим молоком инеистого великана Имира, из тела которого впоследствии был сотворен мир. В уладском цикле и знаменитом «Похищении быка из Куальнге» центральную роль играет величественный, невероятно могучий и плодовитый бык Донн Куальнге, из-за которого и разгорается долгая кровопролитная война между уладами и коннахцами. А индейцы племени лакота почитают Женщину-Белого Бизона, обучившую их различным ритуалам и церемониям, а также подарившую им священную курильную трубку.

О, бык среди людей!

Ну да время вернуться от тотемных животных к самим рогатым богам. Думаю, никого не удивит, если я скажу, что больше всего таких богов было, скорей всего, в Египте. Оговариваюсь потому, что, например, о богах кельтов или славян мы знаем все же в сотни, если не тысячи раз меньше, чем о египетских богах. А потому скажем так: из всех пантеонов, сведения о которых дошли до наших дней в сохранности, египетский был самым рогатым.

Как я уже упоминала, древние египтяне почитали священного быка Аписа — одно из воплощений Осириса. С Аписом иногда отождествлялся и другой божественный бык — Мневис в греческой интерпретации, Мер-Вер или Великий Черный на оригинальном древнеегипетском. Мер-Вер считался символом Солнца, которое он носил у себя на рогах и, позже, стал также отождествляться с солнечным богом Атумом-Ра, являясь его личностной сущностью — «Ба».

Art by Fabien Lavrand

Матерью Мневиса (Мер-Вера) была богиня-корова Хесат, а двумя его самками — рогатые богини Хатор и Иусасет. Хесат почиталась как белоснежная корова, кормилица богов и людей, а ее дар — молоко — назывался «пивом Хесат». Ее также часто отождествляли с уже упомянутой богиней Хатор, которая, вероятно, изначально была богиней коров. Впоследствии, Хатор часто изображали с коровьей головой или просто с изогнутыми рогами и солнечным диском на голове. Кроме того, Хатор — богиня неба, радости, музыки, танцев, любви и сексуальности, Око солнечного бога Ра, его мать, дочь и жена (поскольку представления о взаимоотношениях богов менялись со временем), и, наконец, просто воплощение египетского представления о женственности.

Вторая подруга Великого Черного быка Мневиса — богиня Иусасет — также носила на голове коровьи рога и солнечный диск. Ее величали «праматерью всех богов». Причем допускается, что породила она их без какого-либо активного участия «праотца» (который вообще нигде не упоминается), посредством партеногенеза, то есть однополого или «девственного» размножения.

Art by Francesca Resta

Еще одна коровья богиня Древнего Египта — это Бат. Бат изображали с женским лицом, но ушами и рогами коровы. Считается, что Бат как покровительнице коров могли поклоняться еще в эпоху палеолита, а ее имя, возможно, происходит от названия одного из египетских концептов души: Ба, что может обозначать как «характер», «индивидуальность», «личность», так и «сила», «власть», «добрая слава».

Кстати, Бат отличалась от внешне похожей на нее Хатор исключительно изгибом рогов: у Бат они загнуты внутрь, а у Хатор — наружу.

Утром рано два барана

Продолжая тему рогатых египетских богов, стоит отметить, что быками и коровами тут дело, конечно же, не ограничивалось. Другим невероятно почитаемым рогатым животным египтян, символом плодовитости, мужества и — не поверите! — мудрости был Овен. Или попросту баран. Волнистые бараньи рога на голове носили такие древнейшие божества Египта как Хнум — бог истоков Нила и Банебджедет — «Бараний Владыка Джедета» (Джедет — название крупного древнеегипетского города в дельте Нила). 

В сущности, можно сказать, оба божества представляли собой одно и то же: две личности бараноголового бога плодородия, даровавшего благодатные разливы реке Нил. Попутно, из глины и ила, приносимых Нилом во время этих самых разливов, бог истоков Хнум лепил тела человеческих детей на своем гончарном круге и после помещал их непосредственно в матку женщине. За что носил также титул «Божественный Гончар».

Art by Andy Timm

Его аналог из Нижнего Египта, бог Банебджедет нередко изображался не просто с бараньими рогами или головой, но с целыми четырьмя головами барана. Считалось, что эти четыре головы воплощают четыре Ба — то есть личности — бога Солнца. Судя по всему, Банебджедет не лепил детей из глины, а предпочитал делать их более привычным и прозаическим образом, оплодотворяя будущих матерей египетских фараонов.

Бараньи рога украшали головы и других египетских богов, например, бога плодородия Херишафа, позже отождествленного с Ра и Осирисом самими египтянами, а также с Дионисом и Гераклом древними греками. А культ бога Амуна или Амона, священным животным и символом души которого также был баран, впоследствии сросся с культом верховного бога Олимпа Зевса. Сыном «Двурогого» — Зевса-Аммона считал себя знаменитый Александр Македонский и также ничуть не стыдился быть «рогоносцем».

Родила царица в ночь…

О рогатом божественном младенце Загрее, впоследствии рожденном вторично в облике знаменитого греческого бога виноделия Диониса, я рассказывала достаточно недавно. А потому не стану лишний раз повторяться и упомяну только, что юный Загрей, одним из титулов которого как раз и было «Рогатый младенец», носил на голове рога быка (или же и вовсе бычью голову). Но не только Загрей родился на свет рогатым. Самый знаменитый рогатый бог из всех когда-либо существовавших — это сын бога-хитреца Гермеса, козлоногий Пан.

Согласно одной легенде, новорожденный Пан был так ужасен, что его мать, нимфа Дриопа, увидев сына, тут же бросила его и бежала в страхе. А вот пройдохе и шутнику Гермесу мальчик пришелся по душе и он даже забрал его на Олимп. Но там юный козлорогий бог надолго не задержался, вскоре вернувшись в леса и сделавшись богом дикой природы.

Art by Soni Alcorn-Hender

Впрочем, с происхождением Пана не все так ясно. Как это часто бывает с греческими легендами, разные источники предлагают разные версии рождения рогатого бога. Так, на роль его вероятного отца, кроме Гермеса, претендуют Аполлон, Дионис и даже вездесущий Зевс. А его матерью, кроме Дриопы, очень часто называют… кого бы вы думали? — преданную жену Одиссея Пенелопу! Да-да-да, символ женской верности, женщина, которая двадцать лет ждала мужа из странствий, по некоторым сведениям, переспала с Гермесом, Аполлоном или — о ужас! — всеми ста восьмью ухажерами, добивавшимися ее руки! В соответствии с последней версией, результатом столь вопиющего распутства и стало рождение маленького козлоного и рогатого чудовища.

Примерно такая же беда случилась и с Пасифаей, женой Миноса, царя острова Крит. Но тут изначально виноват сам Минос, муж Пасифаи. Хотя, если на то пошло, Одиссей тоже мог бы поменьше шляться невесть где. С Миносом же история такая: испросил он у бога морей Посейдона послать ему белого быка, как подтверждение законности его (Миноса) прав на престол. Ну и обещал быка этого немедленно принести в жертву самому Посейдону. Владыка морей снизошел к его просьбе, но Минос, увидев красоту и мощь подаренного животного, прикинул вероятные выгоды и решил сжульничать. Божественного быка подменили обычным, надеясь, что бог ничего не заметит. А не тут-то было! Вот тогда Посейдон, в наказание Миносу, и проклял его жену, внушив ей противоестественную страсть к этому самому белому быку.

Art by Dan Duncan

Прибегнув к помощи выдающегося изобретателя, художника и архитектора Дедала, Пасифая забралась внутрь сооруженной для нее мастером деревянной коровы и соблазнила Критского быка. После чего произвела на свет младенца с бычьей головой. Бедная мать пыталась растить свое дитя как человека, но юный Минотавр оказался кровожадным людоедом. За что и был заточен опозоренным и удрученным царем Миносом в сердце Кносского лабиринта.

Вы, быть может, спросите: какое отношение имеет чудовищный Минотавр к богам? — Ну, с уверенностью утверждать нельзя, но не исключено, что как раз на острове Крит, во времена так называемой минойской культуры, Минос и Минотавр были солярными божествами и почитались в образе быка. Вторжение дорийцев из Греции положило конец как культуре, так и религии Крита, а традиция ритуального бракосочетания царицы с быкоподобным божеством вполне могла превратиться в назидательную историю о наказанной Пасифае.

Без паники! Это — Пан

Но вернется к Пану (все же не дело упомянуть такого бога лишь одним-двумя словами). Вполне вероятно, что на самом деле Пан намного древнее всех богов-олимпийцев. Причем как в мифологическом, так и в историческом контексте. Современные исследователи возводят его происхождение к протоиндоевропейскому пастушескому божеству, а некоторые варианты греческих мифов утверждают, что именно он подарил богине-охотнице Артемиде ее гончих псов и научил бога света Аполлона искусству прорицания.

Имя Пана созвучно греческому слову, обозначающему «весь, целый, все и вся». В наиболее архаичных источниках его имя упоминается вместе с «Матерью-богиней», вероятно, Реей или Кибелой. Кроме того, его иногда называют молочным братом Зевса, поскольку обоих богов в младенчестве вскормила одна и та же чудесная коза Амалфея. Согласно этой линии событий, Пан также помогал Зевсу во время его войны с титанами, вселяя ужас в сердца последних своим пронзительным криком.

Art by Julia Metzger

Беспричинный ужас, в честь этого рогатого бога по сей день именуемый «паникой», дикий и яростный Пан пробуждал и позже: либо защищая свои лесные угодья от непрошенных гостей, либо приходя на помощь в битве тем, кто его почитал. Именно он обратил в панику войска персов во время битвы при Марафоне, даровав победу афинянам.

Но, конечно, славился Пан не только устрашающими криками, но и услаждающей слух музыкой, которую умел извлекать из простой тростниковой флейты. А еще больше — своим сексуальным аппетитом и неуемной страстью к юным прекрасным нимфам. Правда, с учетом того, что сам рогатый и козлоногий бог красотой не блистал, нимфы его частенько сторонились и даже всеми силами избегали. Свою знаменитую флейту Пан как раз и вырезал из тростника, в который предпочла обратиться нимфа Сиринга — только бы избежать его не в меру пылких объятий.

Art by Diane Özdamar

Похоже, не слишком повезло ему и с нимфой Эхо, которая то ли все же была его женой и даже успела родить ему двоих дочерей, но после, вероятно, изменила ему, то ли так и осталась для него недосягаемым призрачным голосом над горами.

Однако неунывающий Пан с лихвой компенсировал неудачи на любовном фронте, соблазнив саму неприступную богиню Луны Селену. Которая, к слову (родственная душа) и сама была весьма рогата — увенчана изогнутым полумесяцем.

Великий Рогатый

Разумеется, неупомянутых Увенчанных Рогами осталось еще достаточно много. Это и финикийский владыка Баал, могучий Бык, творец Вселенной и бог-оплодотворитель, и рогатое воплощение индийского Шивы, повелитель животных Пашупати, и греческий Силен, спутник Диониса, и римский Фавн, и известный под многими именами Рогатый Змей коренных народов Северной Америки, и даже «волоокая» царица небес, супруга громовержца Зевса, богиня Гера. Ну и, конечно же, загадочный кельтский бог Кернуннос.

На самом деле, имя Кернуннос (или, в соответствии с латинским произношением, Цернуннос) — достаточно условное наименование этого галло-кельтского божества. Предположительно, это — всего лишь эпитет, буквально как раз и означающий «Рогатый». Но дело обстоит даже хуже, и, если вы сомневаетесь какое — римское или кельтское — прочтение имени предпочесть, можете не переживать: любой выбор хорош. Поскольку на единственном обнаруженном изображении с подписью (неподписанных-то хватает) — рельефе на Столпе Корабельщика из римского города Лютеция — первая буква все равно стерта и не читается.

Art by Slavyan Dimitrov Stoyanov

Однако корень «карн» в значении «рог» в кельтских и галльских языках все же прослеживается, так что вполне вероятно, что именем божества должно быть и вовсе Карнонос. Хотя ясности в толкование его образа и это не вносит. Многочисленные изображения этого бога (или, что тоже вполне вероятно, различных родственных ему рогатых богов), кроме безусловной рогатости, объединяет очевидная связь с животными и дикой природой: Кернунноса почти всегда сопровождают олень и змея (также зачастую рогатая), а иногда еще бык, собака или крыса. Что и дало исследователям основания считать, что перед ними (а теперь и перед вами) — бог природы, повелитель диких животных или, как его еще называют, Хозяин Зверей. Соответственно, Кернуннос также мог быть богом охоты, плодородия и даже богом богатства, о чем свидетельствует непременно присутствующее на изображениях шейное украшение — торк. Торки вполне могут украшать также оба рога Кернунноса.

Что странно, Кернуннос, в отличие от большинства кельтских богов, похоже, так никогда и не был отождествлен ни с одним римским богом. Хотя, думаю, если бы он был богом дикой природы, провести аналогию с Фавном (Паном) ничего бы не стоило. Впрочем, некоторые варианты все же рассматриваются. Присутствие рогатых змей на изображениях Кернунноса может свидетельствовать о его связи с подземным миром мертвых (обитательницами и стражами несметных сокровищ которого и были змеи). В связи с этим, его иногда сравнивают с римским божеством Иного Мира — Дис Патером, «отцом богатств», дарителем плодородия и процветания.

Art by Michal Ivan

Временами Кернунноса также пытаются отождествить с римским богом войны Марсом, богом торговли и воровства Меркурием и даже самим царем богов Юпитером. Однако истина по сей день так и остается нераскрытой.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Create a website or blog at WordPress.com Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: