Кельтский Лугнасад — а в честь чего вообще праздник?

Ну, праздничком, братия и сестры урожая! 

Занесла тут меня нелегкая на какой-то викканский сайт… Нет, по сути, викканский синкретизм — не такая уж плохая и неправильная штука. Если ее подавать в нужном соусе. Определенные сходства между богами и богинями совершенно разных религий древности действительно существуют, хотя, на мой взгляд, это может говорить как о заимствовании, так и о случайных совпадениях.Хотя и о вероятных общих корнях тоже. Но вот что меня смутило и огорчило: среди богинь Лунасы (ну или Лугнасада) перечислены и греческие Деметра с Персефоной, и скандинавская Сиф, и египетская Хатор, и вообще неизвестно каким боком сюда влезшая Керридвен, и непонятно из какого бока вылезшая Хабадония (кто такая, почему не знаю?) А о приемной матери Луга, богине Тальтьу, поминками по которой и был Лугнасад — ни слова, ни полслова! Да что там: ни полслова и о родной матери Луга, фоморке Эитне, имя которой буквально обозначает «зерно»! За Карман после этого уже даже и не обидно — она все-таки очень мелкая сошка и, возможно, даже и не богиня вовсе. 

Но в двух словах расскажу о каждой.

Кем была Тальтьу — точно неизвестно, возможно, она и вовсе богиня-покровительница отдельной местности в Ирландии, а именно — городка Тельтаун. Однако согласно «Книге Захватов» (сборнику ирландского эпоса Xl-Xll веков), была она дочерью короля Испании и женой последнего верховного короля племени Фир Болг. Тут надо уточнить, что под «Испанией» у ирландцев чаще всего подразумевается Загробный Мир, то есть это ну точно не та географическая страна, где разъезжал на тощей лошаденке Дон Кихот с верным Санчо Пансой. И именно она (Тальтьу, а не Испания или Санча Панса) взрастила и вскормила сиротку Луга, которого у родной матери отобрали по воле родного деда, фомора Балора, а родной отец Киан был горазд ребенка сделать, а растить — кишка тонка. Ну, женщина Тальтьу была не только ответственная, но и в высшей степени работящая: вспахала она все поля Ирландии под посевы, и, вот так перетрудившись, от изнеможения умерла. Луг приемную матушку оплакал и учредил в ее честь поминальные игрища Тальтьу — своеобразную кельтскую Олимпиаду — кульминацией которых и был праздник Лугнасад.

С родительницей Луга дело обстоит попроще. Приходилась она единственной дочерью королю злобных демонов-фоморов, одноглазому Балору. Ну и предсказали Балору, что погибнет он от руки собственного внука. Понятно, что от судьбы он не отвертелся, но старался как мог! Засадил дочку сызмальства в высокую стеклянную башню, приставил служанок только женского полу и повелел не то, что не пускать к малютке Эитне мужиков — вообще не говорить о их существовании! Так что, когда переодетый девицей красавчик Киан из Племени Богини Дану, тайком пробрался в ее покои — Эитне и близко не заподозрила ничего дурного. Ну а тот сделал дело и был таков! А до Балора и вовсе дошло, что кто-то ему подгадил только, когда в башне начал плакать младенец. Ну что делать? Концы в воду? Но, как водится, утопить мальчика не удалось, нашлись добрые люди/боги/фейри — Луга спасли и воспитали. И, наконец, окрепнув, повзрослев и расправившись с дедом (как раз и воплощавшим собой губительную засуху), Луг отвоевал у фоморов их сокровище: зерно, урожай, плодородие земли. При чем тут Эитне, кроме родственных связей и того, что ее имя и есть «зерно»? — Только при том, что в некоторых традициях за урожай для людей в праздник Лугнасада Луг сражался именно с ней. «Отдавай, мол, матушка, свои богатства, тебе они под землей ни к чему!»

Ну а история, по-видимому, тоже очень «местечковой» ирландской богини Карман и вовсе другого порядка. По легенде, прибыла она в Ирландию из греческих Афин, и были с ней трое ее сыновей с очень говорящими именами: Черный, Злой и Жестокий. И принялись они вчетвером, не в пример работяге Тальтьу, Ирландию опустошать и грабить. Но их бесчинствам воспротивились четверо не менее могучих Туата Де Дананн, в числе которых, конечно, был и Луг. Захватчиков они разбили в пух и прах, сыновей Карман изгнали, а ее саму бросили в темницу. Где она и умерла от тоски. После чего Туаты вдруг поступили нелогично (но с ними это часто случалось): пленницу похоронили меж трех священных дубов, нарекли ее именем город, выстроенный на этом месте и учредили в ее честь Фестиваль Карман. Который проходил в то же время, что и Лугнасад, и вообще, вероятно, был его вариацией.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Create a website or blog at WordPress.com Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: