О высоком и низком. Фэнтези, разумеется.

Словосочетание «высокое фэнтези» мы слышим довольно часто, особенно когда речь заходит, например, о наследии Толкина. Если есть высокое, то должно быть и низкое? Фэнтези-аристократ и фэнтези-плебей? Фэнтези одухотворенное и возвышенное и фэнтези низменное и грязное? — Не совсем так.

Высоким фэнтези обычно называют то фэнтези, события в котором происходят в полностью вымышленном, что называется «вторичном» мире. Мире, полностью отличном от нашего. И, в большинстве случаев, мире, где волшебство или хотя бы просто существование чего-то сверхъестественного и невероятного — практически норма и даже общеизвестный факт. Да, вон там за рекой в лесу живут эльфы, они бессмертны и умеют предсказывать будущее, ну или, скажем, превращаться в лисиц — а что такого-то? Кстати, по моему убеждению, элементы вроде: «когда-то в мире существовали драконы, они вымерли, но от них остались черепа, которые хранятся в королевских подвалах» тоже вполне считаются и характиризуют мир как вторичный. А фэнтези как высокое.

Высокое толкиновское фэнтези нередко демонстрирует читателю самые низменные страсти и пороки: жадность, предательство, похоть, тщеславие.

Ну и, что логично, события низкого фэнтези всегда разворачиваются в первичном, то есть вполне реальном мире, или неотличимо похожем на него. Ну, то есть, если автор создал несуществующий на самом деле городок Нью-Сент-Ноттингемфорд где-нибудь на окраине штата Оклахома или городок Дерри в штате Мэн, который живет вполне нормальной жизнью и ничем не отличается от тысяч других таких же захолустных американских городков, то фэнтези остается низким. И, безусловно, любые проявления магии и сверхъестественного в низком фэнтези нормой не считаются. Конечно, может существовать какая-то тайная организация, которая в курсе, что вампиры среди нас или что есть дети, предрасположенные к обучению волшебству, но большинство нормальных обитателей мира будут воспринимать это как нечто невероятное.

Кстати, иногда высокое фэнтези еще называют эпическим фэнтези, а низкое — скажем так, вторженческим (в русском языке, похоже, аналогичного термина нет, но по-английски это intrusion fantasy). То есть в мир низкого фэнтези магия именно непрошено вторгается. Когда ее, как испанскую инквизицию, совершенно никто не ждет.

Низкое фэнтези может быть настолько безобидным и добродетельным, что его даже не возбраняется читать детям.

Конечно, не всегда и не со всеми книгами, фильмами и играми все так однозначно. Есть альтернативные формулировки и критерии, по которым фэнтези могут относить к высокому или низкому. Для кого-то, например, это — исключительно наличие или отсутствие магии. Но тогда придется четко определиться: что же считать магией, а что нет? Еще хуже, на мой взгляд, когда формирующие факторы начинают измерять количественно: «если магии много — это высокое фэнтези, если мало — низкое». А где тогда находится «нулевой градус», от которого нужно считать «много» и «мало»? Кроме того, нередко случается, например, так, что события произведения начинаются в первичном, реальном мире, а затем переносятся в вымышленный, вторичный. Или наоборот. И вот здесь с классификацией уже точно проблемы.

Герои «Темной Башни» Стивена Кинга только и делают, что путешествуют между первичным и вторичным миром.

В общем, множество известных книг и фильмов попросту кочуют из одного списка в другой и причисляются то к высокому, то к низкому фэнтези. Наиболее показательно, на мой взгляд, это происходит с «Песнью Льда и Пламени» ака «Игра престолов», говардовским «Конаном» и «Гарри Поттером». Тем ни менее, отнюдь не претендуя на истину в последней инстанции, беру на себя храбрость предложить вам свой выбор ярких представителей высокого и низкого фэнтези.

Высокое фэнтези

«Властелин колец»

Разумеется, классика высокого фэнтези. Действие книги происходит в вымышленном вторичном мире Средиземья (или, если говорить точнее, Арды), в котором существуют волшебники, эльфы, магические предметы и драконы, тролли и гоблины (они же орки) и так далее. Конечно, автор утверждает, что Арда — это прошлое Земли, но мы же понимаем, что это — попросту миф, да?

Даже не просто высокое, но воистину эпическое фэнтези

«Игра престолов»

Вот самое смешное, что «Песнь Льда и Пламени» и снятый по ней сериал очень часто причисляются к низкому фэнтези. Однако мы же видим, что события разворачиваются отнюдь не на планете Земля, а на несуществующем континенте Вестерос некого безымянного «известного мира». Да, он чем-то похож на средневековую Европу, если не считать реальности существования драконов, сверхъестественных способностей жрецов, которые умеют воскрешать мертвых, толп великанов и живых мертвецов за Стеной на севере и так далее. В общем, «Игра престолов» — ярко выраженное высокое фэнтези.

Говорите, драконы — не волшебство? Ну-ну…

«Конан»

Еще одно фэнтези, которое регулярно вносят в списки низкого. И в самом деле: как и Толкин, Роберт Говард утверждал, что события его книг происходили на нашей Земле, но в вымышленную, мифическую Гиперборейскую эру. Многие из народов и стран этой «Земли» носят названия, позаимствованные из античных мифов. Кроме того: мифические затонувшие континенты Атлантида, Лемурия и Му в Гиперборейском мире Говарда — реальность и довольно недавнее прошлое. Можно в ней найти и мифический Асгард или Ванахейм. Да и сражается наш герой, по большей части, с волшебниками и демонами, которые в те времена явно плодились, как кролики и встречались просто на каждом шагу. Приговор: однозначно высокое фэнтези.

Нарезать чудовищ и богов в первичном мире было бы затруднительно.

«Темный эльф» и все прочие книги о Фаэруне

О Фаэруне, понимаете. О Забытых Королевствах. То есть уже очевидно, что мир у нас — вторичный. Он полон волшебства и волшебников, боги там частенько запросто ходят по земле, а главный герой — подземный темный эльф-дроу. Ну и без драконов, конечно же, вообще никуда: все-таки в основе всего этого, по большому счету, фанатского творчества лежит игровая система «Подземелья и Драконы».

Тут у нас и подземелья, и драконы — чего еще надо?

Цикл «Плоский мир»

Опять же, несмотря на многочисленные, в этом случае пародийные пересечения и аллюзии на реальный первичный мир, события происходят все же во вторичном. Ведьмы в нем отнюдь не понарошку летают на метлах, драконов разводят как домашних животных, оборотни умеют беседовать с собаками, а на новогодний праздник Страшдества к детишкам приходит не фальшивый Дед Мороз — Борода-из-ваты, и даже не Санта Клаус, а самый настоящий древний бог. Ну, немножко опустившийся и заплывший жирком. Хотя тоже кричит «Хо-хо-хо!»

На первичный мир точно не похоже.

«Ведьмак»

Снова вымышленный мир, из которого, при определенном стечении обстоятельств и особом таланте можно перебраться в условно реальный мир Средневековья и закрутить шашни с рыцарем короля Артура. Но так: мир Геральта и Цири — совершенно отдельный и вторичный мир. В нем правит магия, чародей — весьма почтенная профессия, а чудовища так и вовсе кишмя кишат, отстреливать приходится. В лесах прячутся дриады, в море плавают русалки, жрица может за раз плюнуть проклясть бесстыжего разбойника, превратив его в чудовище.

Можно ли жениться на джинне? — Я тебе щас женюсь!

«Хроники Амбера»

Вот тут уже появляются некоторые проблемы. Начинается повествование у нас в абсолютно нормальном первичном мире и никакой магии в нем, по мнению большинства, в помине нет. Однако потом вдруг внезапно выясняется, что наш-то мир — не более, чем одно из отражений другого, волшебного вымышленного мира. И большая часть событий будет происходить именно в мире Амбера, где все не так, как у нас. И никого особо не удивить появлением демона или единорога, магическим перемещением сквозь пространство с помощью рисунка или возможностью дышать под водой. В общем, несмотря на небольшую «приграничность» творения Роджера Желязны, все-таки «Хроники Амбера» в основном характеризуются как высокое фэнтези.

Уйти пешком на дно морское? — Да запросто!

«Хроники Нарнии»

Та же история, да? Дети из обычной, почти современной Англии внезапно попадают в волшебный мир Нарнии, где правит злая Белая Колдунья, зверушки разговаривают на человеческом языке, по воздуху летают пегасы, а правит всем этим божество в облике льва. В общем, опять-таки связь с первичным миром присутствует, но такая себе фоновая. Так что фэнтези все равно остается высоким.

Традиционное английское чаепитие. Только не в Англии.

«Бесконечная история»

Еще один немножко пограничный пример. Вторичный мир поначалу вообще представляется миром вымышленной истории, которую читает мальчик из мира первичного. Однако постепенно маленький библиофил не только убеждается в реальности существования мира Фантазии, но и оказывается затянутым в него. И даже если допустить, что Бастиан на самом деле нафантазировал свои приключения в волшебной стране Фантазии, полеты на Драконе Счастья и дружбу с зеленокожим юношей, ведьму, говорящего льва и чудесный лес, вырастающий за день и умирающий с приходом ночи — все равно «Бесконечную историю» вполне можно отнести к высокому фэнтези.

А еще в стране Фантазии встречаются мохнатые драконы.

Ну и напоследок совсем уж необычный и спорный пример:

«Темная Башня» Стивена Кинга.

Спорный, хотя бы потому, что многие вообще сомневаются в том, можно ли относить «Темную Башню» к жанру фэнтези. Но, на мой взгляд, она носит множество характерных черт жанра: построен цикл на тех же легендах о короле Артуре, использует довольно много позаимствованных из мифологии образов и, как ни крути, полон магии. И, хотя подобно Корвину из Амбера, Роланд из Эльда несколько раз путешествует в условный первичный мир и даже встречает в нем своего собственного создателя — Стивена Кинга, ключевым миром остается волшебный вторичный мир Темной Башни, которая держит собой все миры, включая наш.

Это не ковбой. Это — стрелок. Последний рыцарь Мира, который сдвинулся с места.

Низкое фэнтези

«Благие знамения»

Наверное, ярчайший пример. События в этом совместном творении Терри Пратчетта и Нила Геймана почти полностью происходят в современной Англии. Ну окей, Англии времен написания книги, то есть примерно восьмидесятых годов прошлого века. Замаскированные демон Кроули и ангел Азирафель проживают в Лондоне, где успешно притворяются людьми, а юный Антихрист Адам Янг топчет придорожную пыль в городке Нижний Тадфилд в Оксфордшире. Не знаю, есть ли в Оксфордшире Нижний Тадфилд, но сути это не меняет. Конечно, в этой версии вполне первичного и реального мира встречаются индивидуумы, которые практикуют магию, например молодая ведьмочка Анафема, но по большей части магия в нормальный мир людей именно непрошено вторгается.

Демоны могут любить крутые тачки. А ангелы быть букинистами.

«Хроники Спайдервика»

Еще одна история «вторжения» магии. Дети живут своей обычной повседневной жизнью где-то в американском штате Мэн, однако, после развода родителей, оказываются вынуждены переехать в ветхое имение безумной тетушки. Где сперва обнаруживают загадочный дневник своего дальнего родственника Артура Спайдервика, в котором на полном серьезе рассказывается о волшебных существах фейри, а затем сталкиваются и с самими фейри: добрыми и злыми, вроде домашних брауни или кровожадных гоблинов.

Страничка из дневника. Все по-серьезному.

«Американские боги»

Еще один известный роман Нила Геймана. Действие, как нетрудно догадаться, происходит в современной Америке, которая, как вдруг выясняется, густо населена всевозможными богами, когда-то «экспортированными» переселенцами-людьми из своих родных стран. Боги измельчали, после того, как люди перестали в них верить, и теперь попрошайничают на улицах, промышляют воровством или работают на скотобойнях. Ну и заодно противостоят новым «богам»: Телевиденью, Масс-Медиа и Интернету.

Пить за рулем можно. Если ты — бог.

«Гарри Поттер»

Вот это имя я, по правде говоря, не была уверена, в какой список внести. Скорее всего, серия про «мальчика, который выжил» написана на стыке высокого и низкого фэнтези. По сути, мы имеем некий карманный вторичный мир в первичном, который живет совершенно по другим, своим собственным правилам и где волшебство — абсолютная норма. Но в исходный первичный, из которого Гарри частично исторгнут (хотя и постоянно его навещает), магия все же именно вторгается.

Например, так. Спишь себе, никого не трогаешь. Вдруг: здрасте, я — эльф!

Тут у меня вспомненные книги низкого фэнтези закончились, но осталось еще много фильмов.

«Горец»

Не уверена, что сейчас многие помнят когда-то культового «Горца», но, на мой взгляд, это еще один типичный пример низкого фэнтези. События начинаются в Шотландии, главный герой и его соклановцы-горцы поначалу даже не догадываются, что он — какой-то особенный. Когда Коннор Маклауд погибает в бою и затем воскресает, его изгоняют как дьявола, проклятого, нечистого. Бессмертный горец проживает долгую жизнь, переезжая из Эдинбурга в Лондон, из Японии в Северную Африку, из Европы в США, влезает во многие исторические конфликты, заодно периодически тайно сражаясь с такими же бессмертными, которых на Земле немного, но есть. Потому что остаться должен только один.

Вместо килта можно надеть джинсы, но катану свою не отдам никому.

«От заката до рассвета»

Конечно, есть вариант, что это и не фэнтези, а мистический триллер, но, как по мне, так очень уж фэнтезийный. Однако помню, когда смотрела его в первый раз, полфильма думала, что меня обманули: обещали кино про вампиров, а тут про гангстеров каких-то, типичная тарантиновщина без малейшего признака фэнтези. И, понятное дело, ее герои тоже совершенно не ожидают, что переехав границу Мексики и остановившись в приграничном стрип-баре «Кручёные сиськи» попадут в разверзшийся ад — самое логово вампиров.

Ну вот кто бы мог подумать!

«Пираты Карибского моря»

Ну, как минимум, первая часть. Дальше связь с первичным миром все больше теряется, а количество магии и отношение персонажей к оной переходит уровень «случайного вторжения». Но все же начинается фильм в абсолютном городе Порт-Ройал на острове Ямайка и достаточно долго выглядит как простой приключенческий фильм. Пока не оказывается, что весь экипаж корабля «Черная Жемчужина» — живые мертвецы.

Каннибализм — это плохо.

Соврала, есть еще одна книжка в списке.

«Хрустальный грот» Мэри Стюарт

Конечно, мир в ней все-таки условно-первичный, вроде как раннесредневековая Британия. В магию там, понятное дело, верят, но встречаются с ней очень редко. И в нем рождается, взрослеет и становится будущей легендой юноша с некоторыми необычными способностями и пытливым умом — Мерлин. Впрочем, сюда же можно, так или иначе, отнести почти все историческое фэнтези, например, не менее известную интерпретацию артуровской легенды, созданную Мэрион Брэдли — «Туманы Авалона». Хотя вряд ли Авалон и Камелот могут по праву считаться частью первичного реального мира, разве что очередным «карманом» реальности.

Хозяйка озера была жрицей. А Экскалибур — священной регалией.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Create a website or blog at WordPress.com Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: