Героическое фэнтези и где его найти

Есть у меня друг, воспитанный на книгах Роберта Говарда, который, по его собственному признанию, читая «Властелин Колец» непрестанно недоумевал: если Фродо — главный герой, то почему он не берет в руки меч и не идет всех рубить направо и налево? Что это за герой такой? Поскольку именно так — мечом, или, в крайнем случае, магией решают все свои проблемы классические герои жанра Sword and sorcery или героического фэнтези.

Прародителем жанра героического фэнтези считается именно Роберт Ирвин Говард, американский фантаст-новеллист начала двадцатого века, автор нескольких циклов рассказов об отважных воителях-авантюристах. Среди них Кулл-Атлант, своим топором завоевавший себе корону, мрачный головорез Соломон Кейн, король-воин Бран Мак Морна, сражавшийся за свободу родного народа пиктов с римскими захватчиками, и прежде всего — могучий и непобедимый киммериец Конан. Но, конечно, в отдельный поджанр такие истории выделились уже значительно позже, и, на мой взгляд, едва ли не самое забавное в том, что прежде, чем получить звучное название «фэнтези меча и магии», жанр, стараниями Майкла Муркока, едва не был наречен «эпическим фэнтези».

В современных формулировках же обычно указывается, что героическое фэнтези отличается от родственного ему эпического прежде всего тем, что его герой редко берется за решение проблем всей Вселенной, ограничиваясь своими собственными или хотя бы сугубо локальными. Причем, как я уже упомянула, решает их, по возможности, в бою, поскольку в этом деле ему обычно просто нет равных. И, вместе с тем, как и эпическое высокое фэнтези, жанр «меча и магии» почти всегда повествует о вымышленном волшебном мире, где сталь в могучей руке — лучший аргумент в любом споре.


Корни героического фэнтези, скорей всего, лежат в античных легендах о Геракле и Одиссее, скандинавском драконоборце Сигурде и отважных рыцарях короля Артура. Однако, что тоже интересно, жанр Sword and sorcery тяготеет к героям с противоречивыми характерами, не всегда исключительно благородным и безупречным, хотя и непременно со своим внутренним кодексом чести. Он воспевает силу и мужество, и, признаться, от него зачастую на версту несет мужским потом, кровью и безудержным сексом. Последний, по закону жанра, чаще всего (хотя и не всегда), частично или полностью остается за кадром, но нам четко дают понять, чем занимается герой в перерывах между подвигами и дележом награбленного — простите, завоеванного.


Хотя, конечно, сильные женщины — колдуньи, воительницы, пиратки — в героическом фэнтези тоже встречаются, чаще всего представительницам прекрасного пола все же достается более традиционная роль девы в беде. И, в полном соответствии со сказочно-мифологическим каноном, награды победителю.

В двух словах, это — достаточно легкий, динамичный и оптимистичный жанр, в котором добро (ну, или условное добро) торжествует над злом, изгой и жалкий бродяга, в конце концов, собственными силами выбивается в вожди и правители народов, любовь чиста и прекрасна, даже если на одну ночь, и даже один в поле — воин.

И все-таки что же обычно причисляют к героическому фэнтези или фэнтези меча и магии? На всякий случай замечу, что эти два термина не всегда используются как взаимозаменяемые, но, по большей части, все же синонимичны. В основном я буду рассказывать о книгах и фильмах, которые видела и читала, но добавлю и один-два из списка «на будущее». Итак.

«Конан из Киммерии»

Он же «Конан-Варвар». В принципе, насколько мне известно, единого и официального названия у сборника рассказов Роберта Говарда о могучем киммерийце просто нет, поэтому, возможно, было бы правильнее называть его «Рассказы о Конане». Самая что ни на есть классика жанра. Конан — не обремененный лишней моралью юный и отважный варвар (понемногу взрослеющий по ходу событий цикла) —проходит путь от вора, разбойника, пирата и наемника до завоевателя и короля. Он практически ни с чем не считается, верит лишь в силу и храбрость, с наслаждением разбивает черепа врагам и горячо любит всех своих многочисленных женщин.

Думаю, сюда же можно добавить предшественника (и дальнего предка) Конана — Кулла из Атлантиды.

«Элрик из Мелнибонэ»

Он же Вечный Воитель. Но тут уже не вариант названия цикла — просто Элрик считается одним из воплощений Вечного Воителя. Вот как раз Элрика я не читала, только когда-то, очень давно, прочла одну часть приключений четвертой инкарнации Вечного Воителя, Эрикезе — «Феникс в обсидиане». В общем, мне он показался не таким веселым, как бесшабашный Конан, то по-своему интересным. Ну и, конечно, это тоже классика героического фэнтези.

«Хроники Амбера»

Приключения принца Корвина из вечного города Амбера и его сына Мерлина также относят к жанру Sword and sorcery. Корвин — могучий герой, наделенный некоторыми сверхъестественными способностями, в частности феноменальной силой, выносливостью, нечеловеческим даром регенерации и, к тому же, умением перемещаться между параллельными мирами и даже создавать свои «карманные» миры, отчаянный авантюрист и честолюбивый наследник трона Амбера. Однако его восхождение окажется непростым и, наконец получив желанную награду, мятежный принц вдруг осознает, что эта ноша ему не по плечу.

Пятикнижье Мерлина заметно отличается от первых пяти книг цикла, посвященных Корвину. Хотя бы тем, что Мерлин — все же скорее воин магии, чем меча.

«Фафхрд и Серый Мышелов»

Еще одна серия рассказов и еще один цикл, знакомство с которым у меня пока в планах. И, тем ни менее, это даже не просто классика фэнтези меча и магии — сам термин Sword and sorcery был придуман именно ее автором Фрицем Лейбером. По его же словам, это должно было сравнить и одновременно отличить приключенческое героическое фэнтези от исторических приключений плаща и меча (cloak-and-sword) и шпионских историй плаща и кинжала (cloak-and-dagger).

«Сломанный меч»

Очень сильно замешанный на скандинавской мифологии роман американского писателя Пола Андерсона, на мой взгляд, вообще создан в подражание исландской саге. Его герои — двойники-подменыши: отважный и благородный воспитанник эльфов, похищенный ими у людей, и злобный, жестокий полутролль, подброшенный взамен украденному. Честно говоря, мне кажется, что «Сломанный меч» нельзя отнести к чистому, ярко выраженному Sword and sorcery, хотя и того, и другого здесь предостаточно. И все же это — довольно мрачная сага с трагическим финалом.

«Ведьмак»

Ну куда же без «Ведьмака»! Без колебаний к героическому фэнтези можно причислить только два первых сборника рассказов о ведьмаке Геральте, сага о Цири уже вполне тянет на эпический жанр, но великолепные интерпретации старых сказок о Белоснежке, Красавице и Чудовище, Русалочке и так далее, в которых непобедимый ведьмак-мутант профессионально рубит чудовищ за деньги и то и дело влезает в неприятности, то есть приключения — типичное героическое фэнтези.

Дальше пошли фильмы.

«Рыжая Соня»

Можно было бы сказать, что Соня — это Конан в юбке, но с одеждой и у того, и у другой все довольно сложно. Собственно, фильм я смотрела очень-очень давно, в зеленой-презеленой юности, но Соня запала мне в сердце на всю жизнь. Разумеется, как и Конан, она тоже отважная и сильная варварша, перед которой ничто не устоит. Ну, кроме самого Конана. Образ Сони был создан намного позже классического варвара из Киммерии, уже в семидесятые, но имя ее позаимствовали из рассказа «Тень Вальгары» самого Говарда. Правда, в рассказе Соня — не крутая женщина-варвар, а украинская казачка.

«Огонь и лёд»

Не путать с «Песнью Льда и Огня» Джорджа Мартина! Мультфильм для взрослых в жанре героического фэнтези. Да, разумеется, с элементами эротики. Ибо рисовал фильм сам Фрэнк Фразетта, а режиссировал Ральф Бакши. Злые волшебники, таинственные могучие варвары, похищенные принцессы, их отважные спасители, мускулистые тела, пафос и обнаженка — в изобилии. Ярчайший представитель жанра.

«Тяжёлый металл»

Тоже анимационный фильм, довольно похожий на предыдущий. К этому приложил руку художник Луис Ройо. «Тяжёлый металл» состоит из нескольких историй-новелл, слабо связанных единым сюжетом, и не все они принадлежат к жанру фэнтези. И все же упомянуть его стоит. И, как несложно догадаться из названия, почти весь фильм сопровождается саундтреком в стиле хеви-метал.

«Ловчий смерти»

Я смотрела три фильма из четырех, выпущенных под этим названием, но по-настоящему полюбился мне только самый первый. Это не мультфильм, а полноценное игровое кино, и все же оно выглядит так, как будто его от первого до последнего кадра рисовал Борис Вальехо. Это искрометная, бесшабашная история очередного безнравственного варвара и она вторична от начала до конца, но упоительно прекрасна! Просто квинтэссенция героического жанра!

И, наконец, еще один мой любимец: фильм, снятый по сценарию Джорджа Лукаса в 88-м году.

«Уиллоу»

Можно сказать, что «Уиллоу» чем-то похож на добрую детскую сказку и его главный герой — отнюдь не могучий герой, а маленький… чуть не сказала «хоббит» — нет, юный волшебник-неумеха из расы добродушных и очень похожих на хоббитов карликов-нелвинов. Но харизматичный воитель-пройдоха в фильме тоже присутствует, классические приключения и противостояние злой колдунье-королеве наличествуют, мечи звенят, магия колдуется и смотрится все просто запоем!

Кстати, со своей стороны хочу еще сказать огромное спасибо Лукасу и фильму «Уиллоу», потому что именно они помогли мне перестать бояться и полюбить творчество!

Автор иллюстраций всей первой части статьи — Фрэнк Фразетта.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Create a website or blog at WordPress.com Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: