Романтическое фэнтези: принцессы и рыцари

На прошлой неделе я посвятила довольно обширную публикацию жанру героического фэнтези. Даже при некоторых исключениях из правила, этот жанр можно по праву назвать «мужским фэнтези». Ради восстановления баланса и вселенской справедливости, уделим немного внимания фэнтези «женскому» — романтическому. Правда, сама я поклонницей этого жанра не являюсь, а потому много рассказать не смогу. Но попробуем…

Итак, Википедия определяет романтическое фэнтези как поджанр литературы фэнтези, характеризуемый использованием множества элементов и условностей рыцарского романа. Звучит не так плохо, как нам, быть может, казалось поначалу. Хотя большинство более распространенных и менее толерантных определений сводятся к простому и понятному: «любовный роман в фэнтезийных декорациях». В общем-то, и то, и другое верно, поскольку корни современного любовного романа тоже лежат в традиционном рыцарском, или, точнее сказать, куртуазном романе. Хотя есть такая незначительная тонкость: по крайней мере, в западной литературе часто разделяют понятия «романтического фэнтези» (romantic fantasy) и «фэнтезийной романтики» (fantasy romance). То есть в первом случае у нас будет все-таки фэнтези с элементами любовного романа, а во втором — любовный роман с элементами фэнтези. Грань, на мой взгляд, довольно тонкая, но все же я — не знаток и потому не берусь судить.

Будучи наследником куртуазной литературы, романтическое фэнтези чаще всего характеризуется преувеличенно возвышенными чувствами героев, их нарочитым, выспренным благородным обликом и непременной счастливой развязкой. Ну, примерно как в традиционной фольклорной сказке: «Принц с принцессой сыграли шумную свадьбу, и жили потом долго и счастливо». Кстати, принцы и принцессы — самые распространенные персонажи в романтическом фэнтези. А если не принц, тогда хотя бы князь, герцог, граф, барон… Ну, сами понимаете, благородство равно рыцарство, а рыцари обычно бывают аристократами. Да и смысл Золушке выходить замуж за грязного кузнеца? Тоже мне, романтика. Вон леди из прославленной баллады тоже сказала: «Лучше я старой девой останусь!» (Кто знает о ком я — молодец, но к теме это все же отношения не имеет).

Нетрудно догадаться, что чаще всего романтическое фэнтези пишут женщины, для женщин и о женщинах. То есть главная героиня-женщина приходит на смену классическому главному герою-мужчине. Конечно, из этого правила есть исключения, и иногда весьма удачные. Например, к романтическому фэнтези относят сказку Уильяма Голдамана «Принцесса-невеста» и снятый по ее мотивам фильм. Правда, это уже скорей романтическая фэнтези-комедия, чем, пожалуй, и хороша.

А вообще, что интересно, та же Википедия выделяет три основных архетипа романтического фэнтези.

Архетип первый: подросток из неблагополучной семьи (либо сирота, всю семью которого жестоко убили) убегает из дому и обнаруживает у себя сверхъестественные способности и свое высокое предназначение. После чего спасает королевство, город или группу людей от злобного чудовища или жестокого тирана.

Архетип второй: герой или героиня постарше, уже не тинейджер, а молодой человек или девушка, нередко знатного происхождения, переживает разрыв или утрату любимого/любимой и отправляется в путешествие в поисках новой жизни. Далее все происходит практически по тому же сценарию, что и в первом архетипе, но, по ходу спасения мира или королевства, герой/героиня непременно встречает новую любовь всей своей жизни и большая часть сюжета будет вертеться вокруг их романтических отношений.

Архетип третий: группа молодых людей, наделенных магическими способностями, объединятся против некой внешней угрозы и совместными усилиями спасает мир/город/королевство. Внутри группы завязываются дружеские и романтические отношения, которым также будет посвящена львиная доля сюжета.

Ну вот, как-то так. Теперь к примерам. Пробежав глазами несколько списков популярной литературы жанра романтического фэнтези, я, с огорчением, (а положа руку на сердце, напротив — с облегчением) поняла, что ничего из этого не читала. А потому, вскользь пробежавшись по нескольким наименованиям, сразу перейду к экранизациям. С ними проще: кое-что из всей этой романтики мне довелось видеть и пару фильмов даже понравилось.

Итак, если говорить о книгах, то их, конечно, нынче пишется и поглощается женскими умами превеликое множество. Это и культовая серия «Сумерки» о влюбленных вампирах, и последовавшая сразу за ними «Академия вампиров», и прочие всевозможные университеты, академии, школы, факультеты, ведьмы, невесты, принцы-драконы, падшие ангелы, дочери, наследницы, пленницы, королевы, и — о, боги! — конечно же бесконечные попаданки и отборы, отборы, отборы! Обо всем этом я не буду, потому что сил моих нет, честное слово! Отмечу только, что, кроме не к ночи помянутых «Сумерек», многие списки лучших книг жанра возглавляют «Волшебный корабль» Робин Хобб и «Имя ветра» Патрика Ротфусса. Ни ту, ни другую я тоже не читала и не могу сказать, насколько они романтические, но вижу, что вторая также успешно входит в списки темного фэнтези и фэнтези для подростков.

Но ближе к делу. Камера, мотор, снимаем романтику!

«Принцесса-невеста»

Пожалуй, одна из самых очаровательных экранизаций романтического фэнтези. Сценарий для фильма написал сам автор книги Уильям Голдман. По сути, мне кажется, ни книгу (в которую я пока только бегло заглянула), ни ее экранизацию нельзя назвать серьезным и «всамделишным» романтическим фэнтези: это, скорей, пародия на все затасканные романтические и приключенческие штампы, но пародия добрая и мягкая. В фильме есть и классическая «дева в беде», и благородный герой, скрытый под маской жестокого пирата, и вечная любовь, которая сильнее смерти, и коварный злодей-лицемер, который хочет эту любовь украсть, и большой, туповатый, но добродушный силач, и криминальный гений-коротышка, и безумный волшебник, и пылкий мастер фехтования, посвятивший всю свою жизнь тому, чтобы отомстить убийце отца. И, что замечательнее всего, множество колких, жестоких и правдивых шуток о жизни, людях и законах общества.

«Ходячий замок Хаула»

На второе место в своем личном списке я, наверное, поставила бы даже не игровой фильм, а аниме. Знаменитый «Ходячий замок Хаула» Хаяо Миядзаки, снятый по мотивам романа Дианы Уинн Джонс. Правда, эта вторая ступенька будет значительно ниже первой хотя бы потому, что фильм я помню уже только урывками. И все же это — также милая и необычная любовная история в обрамлении фэнтезийного сюжета и, впридачу к оному, антивоенного подтекста. На мой взгляд, главное украшение фильма — сам волшебник Хаул. Персонаж яркий и очень неоднозначный, я бы сказала, незавершенный. Ему есть куда расти, и внутренних демонов, которых предстоит победить — тоже предостаточно.

«Форма воды»

Номером три будет даже и не экранизация, а фильм по оригинальному сценарию — сорвавшая гору «Оскаров» пару лет назад «Форма воды» Гирьермо дель Торо. Древняя как мир история Красавицы и Чудовища, рассказанная в стиле темного романтического фэнтези. Известный своим сочувствием и даже симпатией к чудовищам мексиканский режиссер превращает эту трогательную сказку о любви еще и в фильм о ксенофобии в современном человеческом обществе и старательно подталкивает зрителя к осознанию того, что «инаковость» не всегда есть зло, и что зло может надевать обличье благородства. А настоящая любовь принимает тебя таким, какой ты есть, со всеми странностями и пороками.

Ну вот, на этом мой список любимчиков, собственно, и закончился. Но добавлю сюда еще пару картин, которые считаю неплохими.

«Леди-ястреб»

Не уверена, что ее можно считать именно романтическим фэнтези, скорее, это — приключенческое фэнтези с историей любви внутри оного. Мрачноватый, псевдосредневековый фэнтези-нуар о влюбленных, которых заколдовали, чтобы разлучить. Он превращается в волка на закате, она — в ястреба на рассвете. Но они по-прежнему любят и заботятся друг о друге, и, конечно же, сражаются за свое счастье.

«Звездная пыль»

Экранизация романтическо-фэнтезийного романа Нила Геймана. История красивая, добрая, светлая (что, наверное, даже несвойственно Гейману) и настолько насыщенная приключениями, что также может с легкостью быть причислена к приключенческому жанру. Фильм хорош, прежде всего, сногсшибательной антагонисткой Ламией в исполнении Мишель Пфайффер. И вообще, это, наверное, один из немногих фильмов, где антагонисты меня зацепили больше, чем протагонисты.

Ну и «Попаданка»… Ой нет, простите —

«Чужестранка»

По роману Дианы Гэблдон. Сериала вышло уже, кажется, четыре сезона, но мне, признаться, наскучило на середине первого. Типичная попаданка, у которой один муж в двадцатом веке и другой муж в восемнадцатом, она не знает, кого из них любит больше и от этого ужасно страдает. Радует фильм разве что дикими шотландцами в килтах и всей этой милейшей атмосферой практически средневековой (хотя восемнадцатый век на дворе!) жестокости.

Ах да! Еще под архетип номер три мне вспомнился молодежный сериал «Волшебники» о студентах магической школы. Меня, как и в предыдущем случае, хватило только на один сезон, но он забавен. Не только о любви, но она там проходит красной нитью.

Фух, отстрелялась. С романтикой покончено, господа!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Create a website or blog at WordPress.com Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: