Городское фэнтези — это не магический реализм

Да, эти два жанра, которые в последнее время много и часто путают. И поскольку мне это уже стало несколько поднадоедать, внесу свою лепту в прояснение ситуации.

Начнем с того, что и тот, и другой часто считают поджанрами фэнтези. Мне это кажется не совсем правомерным. Потому что магический реализм — это жанр, местами близкий фэнтези, но все же отличный от него. Давайте по порядку.

Городское фэнтези — это жанр, строящийся на фантастическом допущении и ведущий повествование в соответствии с правилами фэнтези, но помещающий его в городскую обстановку. Несмотря на утверждения некоторых источников, городское фэнтези не обязательно должно описывать современный мир, его события могут происходить в позапрошлом веке или даже в мире будущего, но этот мир (даже вымышленный) почти всегда очень похож на реальный урбанистический мир. Но при этом — наполненный магией или тайно населенный фантастическими существами, скажем, оборотнями. Суть в том, что элемент сверхъестественного в городском фэнтези играет ключевую роль, на нем все строится. Если убрать оборотней или магию — повествование просто развалится и станет ни о чем.

А что же магический реализм? А это как раз жанр, построенный на реалистическом отражении окружающей действительности, но с привнесением магических элементов. Действие в нем может происходить как в городе, так и не совсем в городе (скажем, в лесу или посреди океана), но, конечно, в реальном, а не вторичном, вымышленном мире. Магия в нем присутствует на уровне специфической «приправы» — добавляет странности, окрашивает необычностью восприятие мира героями, но, при желании, легко может быть списана на чье-то суеверие, шизофрению, буйную фантазию и так далее. Если ее выбросить из повествования, оно немного изменится, утратит некоторые акценты, но в сущности останется тем же.

Поэтому — ради всех крестражей! — «Гарри Поттер» никак не магический реализм, это обычное городское фэнтези!

Ну и вкратце, как всегда, где же водятся городское фэнтези и магический реализм. Начнем с первого. И вот, собственно именно он.

«Гарри Поттер»

Сразу скажу, что я не специалист по творчеству Джоан Роулинг и могу чего-то не знать или не принимать во внимание. Как уже правильно заметили, большая часть приключений Гарри и его друзей происходит не в городе, но — и, на мой взгляд, это крайне важно! — это место, куда можно добраться из города. Из совершенно реального города Лондона, откуда идет вполне обычный поезд, хотя и с тайной платформы, которую может найти только волшебник. Школа волшебников расположена в реальной Великобритании (кажется, где-то в Шотландии) и герои путешествуют туда и обратно в город на протяжении всего цикла. Мало того: тайные организации, секретные невидимые поезда и многое другое, используемое в «Гарри Поттере» — типичные городские легенды, что тоже характеризует его именно как городское фэнтези.

«Ночной дозор»

За авторством Сергея Лукьяненко. «Дневной» и все последующие, вероятно, тоже, но за первый я могу ручаться. Мы снова имеем дело с двумя тайными организациями магов, действующих в типичном современном городе. Город кишит магией, но обычные люди этого чаще всего не замечают. Ну, или не выживают после встречи с оной.

«Благие знамения»

Опять-таки мои любимые «Благие знамения» Пратчетта и Геймана и превосходный минисериал с их экранизацией. Теперь в сердце нормального современного города действуют тайные группировки ангелов и демонов, готовящих Армагеддон. Ну и время от времени пробуждаются сверхъестественные силы другого порядка, но тоже весьма очеловеченные и урбанизированные: даже Всадники Армагеддона разъезжают верхом не на лошадях, а на мотоциклах.

«Американские боги»

Роман того же Нила Геймана. Может быть, некоторые из забытых людьми богов древности и предпочитают глушь и уединение, но большинство из них «охотятся» на человеческую веру, или хотя бы, за неимением лучшего, доверие в «каменных джунглях».

«Горец»

Еще раз уже упомянутый ранее фильм и последовавший за ним сериал «Горец». Конечно, история бессмертного Коннора Маклауда начинается вовсе не в городе, но большая ее часть происходит именно там.

«Вампир: Маскарад»

Просто нельзя не упомянуть. Компьютерная ролевая игра Vampire: The Masquerade — Bloodlines. Вот где есть почти все: и типичная городская легенда о тайной организации, правящей миром, и город как место действия абсолютно всей игры. Ночью улицы становятся совсем другими, господа — на них выходят вампиры, строго блюдущие правила «маскарада». Ты не узнаешь об их существовании, пока не станешь одним из них.

И, для сравнения, пару примеров магического реализма.

«Сто лет одиночества»

Роман Габриэля Гарсиа Маркеса. Самая что ни на есть классика. Чистейший реализм, причудливо смешиваемый со странным и необъяснимым, что персонажи книги, ввиду своей невысокой образованности и традиционных для жителей небольших общинных поселений многочисленных суеверий, воспринимают как нечто само собой разумеющееся. И все же сюжет построен вовсе не на этом необычном: предсказаниях, даре пророчества, алхимии, эпидемии бессонницы или забывчивости и так далее, а на вполне реалистичном описании жизни династии Буэндиа на фоне исторических событий: гражданской войны, «банановой лихорадки», политической борьбы либералов и консерваторов и так далее.

«Зеленая миля»

Превосходно экранизированный роман Стивена Кинга о несправедливо обвиненном в убийстве двух маленьких девочек и приговоренном к смертной казни на электрическом стуле чернокожем парне с заниженным уровнем IQ, но сверхъестественными способностями исцелять наложением рук. Если исключить магический элемент — в романе мало что поменяется. Мы получим просто историю добрейшей души человека, который, по досадному недоразумению и по причине предвзятости белого американского общества, объявлен убийцей.

«1Q84» или «Тысяча невестьсот восемьдесят четыре»

Книга известного японского писателя Харуки Мураками. Здесь, наверное, можно поспорить и я ни за что не ручаюсь, потому что роман я не дочитала. В нем много необычного и сверхъестественного, современный японский реализм то и дело перетекает в сюрреализм и мистику, но если последние убрать из повествования или объяснить сдвигом сознания персонажей — катастрофы не произойдет. История, опять-таки не о магии, а о таких вполне реальных вещах, как тоталитарные секты, домашнее насилие, преступности, литературном бизнесе и так далее.

А это мой личный фаворит.

«Благословение Пана»

Великолепное лирическое произведение ирландского фантаста начала прошлого века Лорда Дансени. Думаю, историю, в которой маленькую английскую деревеньку постепенно захлестывает странная одержимость музыкой «свирели Пана», превращая их из добропорядочных христиан в язычников, стоит отнести именно к магическому реализму. Конечно, с точки зрения честных прихожан, и свирель, и ее невероятная, чарующая музыка — следствие проклятия (или все-таки благословения?), принесенного в их местность прежним странным и даже (вот ей-богу!) козлоногим священником, но всю эту магию и невидимую поступь древнегреческого бога легко списать на суеверия и элементарную власть идеи. Книга утратит изрядную долю своего очарования, но ее смысл и содержание останутся прежними.


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Create a website or blog at WordPress.com Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: