Историческое фэнтези. Магия, которая осталась в прошлом

Персонажи народных сказок не всегда бывают вымышленными — нередко ими становятся известные исторические или псевдоисторические личности. Чаще всего персонажами сказок делают королей или христианских святых, но иногда и поэтов, музыкантов или, к примеру, знаменитых разбойников. Конечно, в сказках они имеют мало общего со своими реальными прототипами. Примерно то же самое происходит в весьма обширном поджанре фэнтези, включающем в себя огромное количество разновидностей. Да, речь идет об историческом фэнтези.



Вообще, по определению, «историческим» фэнтези может называться в одном из следующих случаев:


— действие в нем происходит в одну из реальных исторических эпох реального мира и описывает реальные события этой эпохи, но в фэнтезийном ключе, например, с использованием волшебства, вмешательством сверхъестественных существ и так далее.


— те же реальные исторические события обретают новое, фантастическое направление развития, например, ключевой для истории мира персонаж не рождается или наоборот — проживает долгую безбедную жизнь вместо того, чтобы мученически погибнуть в юности и вдохновить этим целую философскую систему.


— события развиваются во вторичном вымышленном мире, но при этом аллегорически повторяют и проецируют на себя схожие моменты реальной истории реального первичного мира.



Думаю, из этого становится очевидным, что «притянуть» под такое определение можно довольно многое, чем некоторые и пользуются. Но не будем злоупотреблять и всерьез объявлять, к примеру, «Властелина колец» «альтернативной историей Вселенной». А вот «Песнь Льда и Пламени» вполне правомерно подвести под третий вариант: большинство значимых персонажей цикла имеют реальных исторических прототипов, а сами события Войны Пяти Королей, как известно, вполне соотносятся с реальной исторической Войной Алой и Белой Розы позднего Средневековья.

Кроме того, историческое фэнтези делят на несколько разновидностей. Прежде всего это, конечно, как раз Средневековое фэнтези. С ним успешно сосуществуют и местами пересекаются также кельтское и артурианское фэнтези. Второе, как нетрудно догадаться, построено на псевдоисторических работах средневековых летописцев, повествующих о временах легендарного короля Артура и его рыцарей. Оно может быть приправлено соответствующими фольклорными преданиями и легендами, а может строго придерживаться предполагаемого исторического ключа. Либо и вовсе трактовать легенды о короле Артуре на основе современных исторических исследований и гипотез. Кельтское фэнтези, кроме того же артурианского цикла, может строиться на валлийских преданиях или ирландских сагах, включая их события в реальную историю страны.


Существует также, к примеру, арабское историческое фэнтези, соединяющее в себе историю арабских стран и сказки «Тысячи и одной ночи», доисторическое фэнтези, помещающее свои события, к примеру, в каменный век или и вовсе эпоху динозавров, классическое фэнтези, именуемое также «фэнтези меча и сандалий» и основанное на истории и мифологии Древней Греции и Древнего Рима, и стимпанковое фэнтези, события которого чаще всего происходят в Викторианскую эру и связаны с альтернативным развитием истории.

На этот раз я не буду делать развернутый список примеров произведений поджанра, но несколько все же перечислю. Кроме уже упомянутой «Игры престолов» и иже с ней, сюда можно отнести:


— все ту же «Чужестранку», где события кочуют из двадцатого века во времена Второго якобитского восстания в Шотландии.


— «Джонатана Стренджа и мистера Норрелла» Сюзанны Кларк с его альтернативной Англией времен Наполеоновских войн, в которую возвращается утерянная магия.


— «Туманы Авалона» Мэрион Брэдли, в которых реальная раннесредневековая история Англии и Уэльса соединяются с мифами и легендами о Владычице Озера и волшебном острове Авалон.


— цикл «Жизнь Мерлина» Мэри Стюарт, практически полностью построенный на «исторических трудах» и поэтическом творчестве католического священника двенадцатого века Гальфрида Монмутского.


— серию «Дети Земли» писательницы Джин Ауэл о приключениях краманьонки (признаюсь, о ней я только что узнала из Википедии).


— может быть, с некоторой натяжкой, но английский сериал «Робин из Шервуда», где Робин Локсли, позже названный Робин Гудом, вместе со своей бандой разбойников и при поддержке языческого бога Хёрна сражается против нормандских оккупантов Британии.


— игру Assassin’s Creed, в которой главный герой активно вмешивается в исторические события разных эпох.


Ну и много чего, о чем я не вспомнила или с чем еще не успела познакомиться. В целом, на мой взгляд, об историческом фэнтези можно говорить как о детище исторического романа и фантастики или легенды.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Create a website or blog at WordPress.com Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: