Хо-хо-хо! Правда ли, что Санта Клаус — это Один?

Темное прошлое самого знаменитого во всем мире дарителя рождественских подарков, веселого старичка Санта Клауса, фольклористы обсуждают уже достаточно давно. Ведь, как ни крути, большинство традиций и атрибутов современного Рождества не имеют ничего общего с христианской традицией. Взять ту же ёлку, эльфов, оленей, не говоря уже о поцелуях под омелой. Не исключение тут и сама фигура Рождественского Деда, происхождение которого очень часто возводят к образу древнескандинавского бога Одина.

«Лорд Клаус». Интерпретация образа Санты с замашками викинга, сделанная современным художником Дарио Йелушичем

Но давайте прокрутим пленку задом наперед… Нет, не для того, чтобы услышать зашифрованные молитвы Сатане, а просто отследить хронологию жизни и подвигов Санта Клауса от наших дней и до начала эры. 

Итак, современный Санта Клаус в своем наиболее популяризированном обличии носит красный полушубок с белой опушкой, разъезжает по воздуху в санях с оленьей упряжкой, незаконно проникает в дома через дымоход, чтобы оставить детишкам подарки и сладости, и зачем-то кричит «Хо-хо-хо!» Он сед, толст, краснощек, живет на Северном полюсе, любит печенье и кока-колу. Подарки малышам он приносит точнехонько на Рождество, в ночь с 24-го на 25-е декабря. Сопровождают его обычно маленькие помощники — рождественские эльфы, которые и мастерят игрушки для детишек. Ничего не забыла?

Этот самый уже привычный нам облик Санта получил примерно в тридцатые годы прошлого столетия, когда его активно подключили к проведению рекламной компании Кока-Колы. Однако то, что красно-белый костюм Санта Клауса повторяет фирменные цвета знаменитой газировки — не более, чем миф. Одевать Санту в красное с белым стали задолго до Кока-Колы, еще в самом начале двадцатого века, в иллюстрациях журнала Puck. Кстати, интересно, что до Кока-Колы Санта Клаус «предпочитал» минералку и имбирный эль — также благодаря рекламным компаниям соответствующих продуктов.

Санта Клауса для рекламной компании Кока-Колы нарисовал художник Хэддон Сандблом. Мальчик-эльф с крышечкой от кока-колы вместо шапки — Спрайт-Бой — тоже его изобретение.

А вообще считается, что первым нарисовал Санту в красном художник-карикатурист Томас Наст в 1863-м году. Верней, сперва он раскрасил шубу рождественского деда коричневым, но потом сделал красной. И он (Санта Клаус, не Томас Наст) уже тогда был толстячком, так что вредная сладкая газировка тут тоже ни при чем. Более того: пухлым и полнощеким весельчаком с круглым животиком его описывает стихотворение 1823-го года «Ночь перед Рождеством» (или «Визит святого Николая»), написанное Климентом Муром. И вот, пожалуй, тут начинается уже интересная история: в этом самом стишке наш подозреваемый в родстве со скандинавскими богами герой еще не человек, а эльф. Старый жизнерадостный эльф в миниатюрных санях, запряженных миниатюрными оленями. Ну и сам, надо думать, ростом невелик, в самый раз для того, чтобы в дымоход протиснуться.

Именно Томас Наст поселил Санта Клауса на Северный полюс

Кстати, в те годы в Америке Санта Клауса еще звали очень по-разному. Не только святым Ником, но еще и Крисом Кринглом (Крисом Кренделем) или Кришкинклом. А имя Санта Клаус в США завезли голландцы еще во времена войны за независимость, примерно в 1770-м году. Только у голландских переселенцев он назывался Синтерклаас.

Перемещаемся в Голландию. Тамошний Синтерклаас носил красное еще в шестнадцатом веке, хотя это и не были красный полушубок и шапка колпаком: наследник христианского святого чинно наряжался в красную сутану и митру. По дымоходам он, конечно же, не шастал — за него это делали два чернокожих помощника. Звались парни Черными Питам, и черны были то ли от природы — Синтерклаас привез их из мавританской Испании, то ли от сажи в трубе. Они таскали за него тяжелые мешки с подарками, а могли выполнять и такую не менее грязную работу, как порка непослушных детей. Правда, день визитов Синтерклааса в Голландии — не Рождество, а канун Дня Святого Николая — 5-е декабря. 

Ныне в Голландии бурно обсуждают политкорректность использования Черного Пита белым Синтерклаасом

С 5-го на 24-е декабря визиты условного рождественского деда переместились во многом благодаря англичанам, также в шестнадцатом веке. Тогда Британия отказалась от католичества и вместе с ним изгнала фигуру католического святого — главного дарителя подарков, заменив его Отцом Рождества. Это был высокий мужчина в зеленой или ярко-красной робе, который приносил еду, вино и веселый дух зимних праздников.

Что же до Святого Николая, то прототипом фольклорного персонажа с таким именем стал вполне исторический византийский епископ четвертого столетия, судя по рассказам о нем, славившийся своей щедростью. Многие католические страны Европы считают его дарителем подарков и сейчас.

Любопытно, что в католичестве алая сутана принадлежит кардиналу, а Николай Мирликийский был архиепископом. Но традиция издавна изображает его в красном

Но вернемся к голландскому Синтерклаасу. Потому что как раз его с его Питами фольклористы, вероятно, впервые объявили наследником языческого бога Одина. Сделала это британский историк Хелен Аделин Гуербер еще в 1908-м году. По ее мнению, два Черных Пита Синтерклааса — это два ворона Хугин и Мунин, которые так любили сиживать на каминных трубах и слушать, что делается в мире людей, кто из них творит добро или зло, а после нашептывать услышанное на ухо верховному асу, Всеотцу богов Одину. А летающий олень голландского Санты — потомок восьминогого скакуна Слейпнира, на котором грозный Один выезжал на Дикую Охоту как раз в канун языческого праздника солнцеворота — Йоля. 

В Скандинавии Дикую Охоту называют Oskoreia или Asgårdsreia  — «Всадники Асгарда». А еще Odens jakt  — «Охота Одина»

Ну что ж, фольклор, безусловно, знает и не такие трансформации. С чем я категорически не могу согласиться, так это с возникшей в восьмидесятые годы прошлого века байкой о том, что Один, отправляясь на свою знаменитую и страшную Дикую Охоту мог, на обратном пути, развозить подарки детишкам, при этом самолично лазая по трубам дымоходов. 

В народных поверьях Дикая Охота (которую, кстати, не всегда возглавлял именно Один или Вотан) представляла собой сборище неприкаянных мертвецов, и Одину как богу смерти, богу войны, мудрости и колдовства роль их предводителя вполне подходила. Они несли ужас зимних бурь и метелей жителям Северной Европы. Они убивали любого, кто вставал у них на пути, и им было определенно не до раздачи подарков. Подарки и подношения (или, думаю, в более давние времена, жертвы) как раз люди приносили им. Дабы задобрить призраков, на пороге дома могли оставлять еду и напитки. Насытившись праздничным пивом и мясом, свита Одина последовала бы дальше своим путем и не стала тревожить смертных.

Всеотец Один в сопровождении своих неизменных спутников: воронов Хугина и Мунина («Мысль» и «Память») и волков Гери и Фреки («Жадный» и «Прожорливый»). Автор иллюстрации — художник из Польши Адам Вечерски

Впрочем, внешний облик Одина, весьма схожий с наиболее ранними изображениями рождественского деда, и его титул Хозяина Йоля также могут отчасти подтверждать их дальнее родство. Кроме того, Один, как известно, славился умением перевоплощаться, и, принимая облик дряхлого старичка, ходить среди людей, испытывая их: кто праведен и честен, кто щедр и храбр, кто не забыл законов гостеприимства? Таких можно и наградить. А других — наказать. Ну чем не Санта Клаус?

Ах да! Поговаривают еще, что «хо-хо-хо» было охотничьим кличем Одина. Но доказательств тому пока нет. И вряд ли появятся.

Хо-хо-хо! Правда ли, что Санта Клаус — это Один?: 3 комментария

Добавьте свой

Добавить комментарий для Бранвена Ллирска Отменить ответ

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Create a website or blog at WordPress.com Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: