Техномагия или научное фэнтези

Классическое фэнтези на дух не переносит технологий современного мира и, казалось бы, полное безумие — пытаться скрестить ежа со змеей, а фэнтези — с наукой. Однако на самом деле такой гибрид живет и здравствует уже достаточно давно и зовется он научным фэнтези.

Считается, что научное фэнтези зародилось примерно в сороковые годы прошлого века как противовес твердой научной фантастике, которая тогда переживала свой золотой век. Изначально оно считалось детской и развлекательной версией научной фантастики, но когда интерес к последней пошел на спад, поспешила занять освободившуюся нишу.

Иллюстрация Клайда Кальдуэлла к серии книг американского писателя Рика Кука

Основное отличие научного фэнтези от научной фантастики в том, что оно не всегда требует строгого и неоспоримого научного обоснования для своих фантастических допущений и часто включает в себя традиционные фольклорно-мифологические элементы. Однако хоть сколь-нибудь убедительное научное обоснование все же обязано прилагаться. То есть, магию можно объяснить применением научных технологий или мутациями под воздействием особого радиационного фона, богами назвать пришельцев из другой галактики с более высокоразвитой наукой и техникой, демонами — опять же супермутантов или причудливую инопланетную расу.

В общем, по словам создателя популярного телесериала шестидесятых годов «Сумеречная зона» Рода Серлинга, «научная фантастика делает маловероятное возможным, а научное фэнтези — невозможное вероятным».

Иллюстрация Майкла Уилана к роману Пола Андерсона «Мичман Фландри»

К научному фэнтези относят также поджанр, в подражание жанру «меча и магии», названный «фэнтези меча и планеты», и поджанр «фэнтези умирающей Земли». В первом события почти всегда происходят на других планетах Вселенной, где герой с Земли сталкивается со странными и зачастую противоречивыми законами вымышленного мира. Научное обоснование этих странностей и противоречий может быть совершенно минимальным и условным, внимание концентрируется на приключениях отважного героя.

Второй упомянутый поджанр рассказывает о событиях бесконечно далекого будущего, когда истощение Земли и Солнца подводят нашу планету к черте гибели и все известные нам законы физики начинают нарушаться. Заметьте, что, в отличие от постапокалиптической фантастики, фэнтези умирающей Земли никак не связано с пережитой глобальной катастрофой, а лишь с естественным старением мира и возрастанием энтропии Вселенной.

Ну и опять несколько примеров научного фэнтези.

Блестящий пример — роман Роджера Желязны «Князь света» о беглецах с гибнущей Земли, основавших колонию на покоренной планете в другой звездной системе. Развитие науки и техники позволяет переселенцам достичь невероятной мощи, сопоставимой с классической магией или божественной силой, обрести бессмертие посредством переселения сознания в новое тело и, объявив себя богами, установить жестокую тоталитарную систему на планете. Индийская мифология здесь превосходно рационализируется и научно обосновывается.

Еще один полюбившийся мне роман в этом же жанре — это «Операция «Хаос»» Пола Андерсона. Роман написан отчасти в юмористическом ключе, но все же великолепно смешивает магию и науку, вымысел и реальность, перенося события в параллельный мир. В этом мире также были свой Галилей и Наполеон, своя война за независимость Америки и свой Голливуд, но были в нем и настоящие оборотни и ведьмы, ифриты и драконы. И оборотни, к примеру, частенько зарабатывали на жизнь, играя роли зверей в голливудских фильмах, а бытовая магия ведьм служила альтернативой нашей бытовой технике.

«Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких, где сотрудники научно-исследовательского института Чародейства и Волшебства (НИИЧАВО) занимаются серьезным и основательным изучением волшебных феноменов.

«Заповедник гоблинов» Клиффорда Саймака, где гоблины, тролли и баньши на протяжении многих тысячелетий сосуществуют с людьми и только теперь — в далеком будущем с его развитыми технологиями и межпланетными путешествиями — реальность их существования выходит на свет.

«Темный мир» Генри Каттнера — классический пример, где магические предметы оказываются высокотехнологическими приборами, магия — гипнозом и последствием мутации, а бессмертие страшному и кровавому божеству — свихнувшемуся мутанту — обеспечивает непрестанное облучение.

Цикл «Многоярусный мир» Филипа Фармера. Кстати, вдохновивший на создание «Хроник Амбера» Роджера Желязны. Автор использует идею моделируемых «карманных вселенных», которые их создатель — представитель высокоразвитой цивилизации — оборудует и населяет по своему вкусу, используя генную инженерию для сотворения кентавров или гарпий.

Кстати, любопытно, что к жанру научного фэнтези попыталась подстроить «Властелина колец» советская переводчица Зинаида Бобырь, впервые осмелившаяся на адаптацию произведения Толкина для публикации за «железным занавесом» — в СССР шестидесятых годов. Поскольку в том виде, в котором трилогия была написана самим автором, советская цензура ее бы точно не пропустила, Бобырь переделала текст, закосив под «научную фантастику»: Кольцо Всевластья стало прибором для хранения информации, орки — дикими первобытными племенами, эльфы — пришельцами из космоса, палантиры — видеотелефонами, энты — мутантами-симбиотами, а Гэндальф — специалистом по электронике.

Впрочем, «Повесть о кольце» в печать все равно не пропустили, сочтя ее слишком странной и необычной, а следовательно — опасной для трезвых умов советских читателей.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Create a website or blog at WordPress.com Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: