Юмористическое фэнтези: сказка шиворот-навыворот

Юмористическое, комедийное, ироническое, сатирическое или даже пародийное фэнтези — поджанр, который, в большинстве случаев, ставит своей первостепенной (если не единственной) целью именно повеселить, насмешить или даже высмеять, а не погрузить читателя в глубоко продуманный вымышленный мир или захватывающие приключения. Считается одним из самых легких и незамысловатых поджанров фэнтези, но из этого правила (как и из предыдущего), конечно, могут быть исключения. В любом случае, отличается комическим тоном и содержанием, подшучивает над фэнтези-штампами или высмеивает его излишнюю серьезность и пафосность.

Персонажи иронического фэнтези чаще всего бывают утрировано, до абсурда шаблонны, либо наделены неким неожиданным недостатком, который решительно мешает им сыграть свою предполагаемую героическую роль. Например, волшебники в нем могут или просто притворяться волшебниками, или напротив — быть уверенными в своем невероятном магическом могуществе, но проваливать почти все заклинания в стиле: «Сделать хотел грозу, а получил козу».

Хотя сейчас юмористическое фэнтези чаще всего связывают с именем Терри Пратчетта, на самом деле жанр начал зарождаться еще в позапрошлом веке, вместе с «Алисой в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла и юмористическими произведениями Ф. Энсти, одно из которых — «Медный кувшин» — легло в основу известной советской сказки «Старик Хоттабыч».

Ироническое фэнтези почти никогда не бывает по-настоящему жестоким и кровавым, а потому многие произведения этого поджанра хорошо подходят для детей. Однако в ряде случаев за комичными ситуациями стоит жесткая и умная сатира, которую разглядит только взрослый.

Пародийное фэнтези иногда отделяют от обычного юмористического: обычно к нему относят работы, которые не просто высмеивают жанр в целом или дурачатся по поводу и без повода, а пародируют какое-то конкретное, очень популярное произведение. Например, существует превеликое множество пародий на «Гарри Поттера» и «Властелин колец».

В целом, я не отношу себя к почитателям этого поджанра, а потому — галопом по Европам, из того, с чем хоть немного знакома.

Разумеется, весь цикл «Плоский мир» Терри Пратчетта. По моим впечатлениям, книги в нем очень неравноценны, более поздние мне больше по душе, но все они относятся к жанру юмористического фэнтези.

«Благие знамения» Пратчетта и Геймана. Замечательная, весьма едкая сатира со множеством выпадов в адрес христианской религии. Английский минисериал, снятый по книге в этом году, также исключительно хорош!

«Принцесса-невеста» Уильяма Голдмана и, опять-таки, ее чудесная экранизация 1987-го года.

Еще раз «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких и снятый по его мотивам кинофильм «Чародеи».

Мультики про Шрека, пародирующие уже скорее сказочные шаблоны.

Фильм «Заколдованная Элла», занимающийся примерно тем же самым.

«Джек Сумасшедший король» — книжка, которая очень нравилась моей младшей сестре в раннем детстве.

«Монти Пайтон и Священный Грааль» — очень известная фэнтези-комедия, которую я, честно признаюсь, не оценила.

Ну и, полагаю, весь «Доктор Кто». Его, конечно, по неведомой мне причине, причисляют к научной фантастике, но по моему мнению, это типичное юмористическое научное фэнтези.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Create a website or blog at WordPress.com Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: