Некоторые любят похолоднее: боги-персонификации зимы

Японские легенды гласят, что зимнее время — именно тот период, когда боги приходят на землю и давние мечты одиноких людей — мечты о любви, жене, детях — сбываются. Только очень обманчиво это счастье, и может растаять вместе со снегами по весне. И все же какие они — зимние боги? Страшные и жестокие или суровые, но справедливые? Чего они ждут от людей, а люди — от них?

Родственник афинян

В Древнюю Грецию зиму приносил на могучих крыльях северный ветер Борей. Был он старшим из четырех братьев-ветров, сыновей титана Астрея и богини зари Эос. Греки представляли себе Борея в облике сильного и жестокого мужчины, с взъерошенными, покрытыми инеем волосами и бородой, огромными птичьими крыльями за спиной, и, конечно же, суровым нравом. Жил грозный бог не где-нибудь, а в Гиперборее, то есть стране «Под Северным Ветром», где обитали великаны и вообще царило вечное счастье. Впрочем, по слухам, сказочная Гиперборея находилась не на далеком-предалеком севере, а прямо под носом у греков — во Фракии, на юго-западном побережье Черного моря.

По легенде, однажды седому и неукротимому Борею довелось влюбиться в смертную. Звали красавицу Орифия и была она дочерью афинского царя. И так она покорила в буквальном смысле ветреного бога, что тот смиренно молил ее о взаимности и всячески старался ей угодить. И только когда понял, что в этих сентиментальных штучках, по-видимому, не силен и прекрасная царевна его знать не желает, перешел к более решительным действиям. И, в лучших традициях античности, похитил девушку, унес в свою родную Гиперборею и там взял ее силой.

Тем ни менее, афиняне не только не обиделись на Борея за такой произвол, но даже стали считать его своим «родичем». И когда Афинам угрожала армия персидского царя Ксеркса, жители города горячо молились богу северного ветра о спасении. И сказывают, что тот услышал их мольбы: поднял на море шторм и потопил четыре сотни персидских кораблей.

Еще по одной версии мифа, все четыре ветра (включая Борея) — это крылатые скакуны в конюшнях бога Эола. Борей же особенно прославился в этой ипостаси тем, что оплодотворил двенадцать кобылиц царя Эрихтония, породив двенадцать чудесных жеребцов, что могли бежать, не приминая травы под ногами. Да и любая кобыла, поставленная в стойла задом к северу, по верованиям греков, могла понести и родить от северного ветра.

Хозяйка Скандинавии

В скандинавской мифологии самой зимней богиней была дочь инеистого великана Тьяци, «лучезарная невеста богов», охотница Скади. Не в пример другим дочерям ётунов, большинство из которых красотой не блистали, Скади была прекрасна и отважна, хотя при этом своенравна и мстительна. Когда асы убили отца Скади, похитившего богиню Идунн, юная великанша разгневалась, надела шлем и кольчугу, взяла в руки оружие и пошла войной на обитель богов Асгард. И то ли была она столь ужасна во гневе, то ли напротив — столь прекрасна, что боги Асгарда не пожелали сражаться с ней, а попросили взять с них виру — выкуп за убийство. Скади потребовала себе в мужья одного из асов по своему выбору. А в придачу — боги должны были ее рассмешить. Что представлялось задачей непростой, все-таки богиня скорбела об отце…

Асы согласились. Правда, немного сжульничали и как бы и позволили Скади выбрать мужа самой, но видела она при этом только босые ноги претендентов на ее руку и сердце. Самые красивые ноги оказались у морского бога Ньёрда. Скади была несколько разочарована, потому что полагала, что выбрала Бальдра, сына верховного бога Одина и прекраснейшего из богов.

Ну а смешить «несмеяну» взялся, конечно же, пройдоха Локи. Для этого он проделал крайне рискованную манипуляцию (не пытайтесь повторить это дома!): привязал один конец веревки к бороде козла, а второй — к собственным гениталиям. После чего устроил своеобразную игру в перетягивание каната, сопровождаемую пронзительными криками обоих соревнующихся. Когда Локи наконец, в изнеможении, упал богине на колени, Скади не выдержала и рассмеялась.

В замужестве с Ньёрдом дочь гор оказалась несчастлива: она тосковала по родным краям и не могла уснуть на зыбком ложе волн, под надоедливые крики чаек. Ньёрд было согласился переехать в ее горную страну, но также не смог остаться там надолго — горы были ему отвратны. По-видимому, в конце концов, пара рассталась. Говорят, что Скади после сошлась с самим Одином и родила ему множество сыновей. Вероятно, что спала она и с проказником Локи — по крайней мере, он этим бесстыдно похвалялся.


Скади считается богиней гор, зимы, холода, покровительницей лыжников, лучников и охотников. По некоторым версиям, именем этой богини назван и сам полуостров Скандинавия — «остров Скади». Либо с точностью наоборот: имя Скади произошло от слова Скандинавия, что, тем ни менее, дает основания видеть ее персонификацией не только зимы и снегов, но и всей северной земли.

Зимушка-кумушка

В славянском фольклоре и в особенности славянском неоязычестве персонификацией зимы считается богиня или, по другим версиям, злой дух, демон по имени Маржана. Разумеется, подлинных славянских мифов о Маржане, также именуемой Мореной, Марой, Мораной, Морой, Муравой, Муриеной, Мармуриеной и другими именами, практически не сохранилось. Ныне она известна исключительно как фольклорный персонаж, символизирующий зиму и смерть в народных обрядах: соломенная кукла, торжественно сжигаемая или потопляемая в ознаменование прихода весны. Однако то, что обряды эти, всегда схожие по своему характеру, распространены во всех славянских и даже некоторых неславянских странах (с небольшим процентом славянского населения), дает основания полагать, что культ Мары или Маржаны когда-то был повсеместным и весьма значимым.

Имя Маржаны, скорее всего, производно от праиндоевропейского корня mar-, mor- в значении «смерть». Интересно, что во многих, как славянских, так и германских языках и культурах Мара также появляется в облике призрака или злого духа. Например, в современном украинском сохранилось название привидения «примара», а в английском ночной кошмар называется nightmare, что можно перевести как «ночная мара». Слово «мара» присутствует и в заимствованном из французского «кошмар», буквально что-то вроде «мара-душительница», поскольку в европейской мифологии «марой» называлась злобная фея или троллиха, которая душит человека во сне или навевает страшные сны.

Традиция наряжать соломенную куклу, именуемую Марой, а иногда и попросту Бабой, Смерткой или даже Бабой Ягой и Масленицей, известна с Раннего Средневековья. Христианская церковь, как водится, пыталась бороться с этим языческим обычаем, запрещая его или предлагая новую трактовку (так, к примеру, чучело Маржаны пробовали заменить фигурой Иуды, которую следовало сбрасывать с колокольни перед днем Пасхи), но безуспешно. С ритуалом сжигания, потопления или другого уничтожения Мары связано множество поверий. Например, части разорванной куклы могли подарить плодородие и хороший урожай земле, где будут похоронены, а тот, кто прибежит в деревню последним после сожжения чучела зимы — скоро умрет. Дурная примета также коснуться тонущей Маржаны — рука отсохнет, или оглянуться на обратном пути — к болезни, или споткнуться и упасть — к верной смерти.

В современных трактовках Маржану представляют как богиню не только смерти, но и жизни, а ее потопление видят символическим нисхождением в подземный мир мертвых для последующего возрождения.

Королева кельтской зимы

Кельтскую божественную старуху, олицетворяющую собой зимнее время года, зовут двумя именами: Калех, что буквально означает «скрытая под капюшоном» и Бейра (вероятно, от древнеирландского berach — «рогатая»). Второе имя вместе с титулом Королева Зимы за ней закрепилось стараниями шотландского фольклориста Дональда Маккензи только в начале двадцатого века, но в фольклорных источниках ее так тоже иногда называют.

Маккензи считал Бейру одноглазой великаншей с синей кожей, белыми волосами и ржаво-желтыми зубами. По его сведеньям, она построила все горные массивы Шотландии с помощью волшебного молота и сделала самую высокую гору Бен-Невис своим троном. Он также отождествлял кельтскую Королеву Зимы с греческой богиней земли Геей и германоскандинавской Ёрд.

По другой легенде, Калех или ее двойник Бейра создала горы не вырубая их молотом, а всего лишь ненароком обронив несколько камешков из своей плетеной корзинки. Ей же обязаны шотландцы появлением всех рек и озер: случилось это, когда, утомившись пасти свои стада оленей, Калех задремала, присев на вершине горы Бен Круахан, и воды находившегося там источника, вытесненные из берегов, хлынули вниз в долины.

Но все же чаще всего Калех Бейр упоминают в связи с ее вечным противостоянием богине весны Бригид. День, когда Бейра либо пьет из волшебного колодца юности и оборачивается прекрасной девой Бригид, либо уступает ей землю, превращаясь в камень до новой зимы, в разных частях Британских островов отмечают в разное время: в день Имболка 1-го февраля, в день весеннего равноденствия или даже на Бельтайн 1-го мая. Существует поверье, что если в этот день погода будет безоблачной и теплой, Калех соберет сухих дров для своего очага и останется еще надолго. Если же льет как из ведра — старуха будет сидеть дома, запасы ее вскоре иссякнут и придется ей убираться восвояси, давая дорогу весне.

А на западном побережье Шотландии еще рассказывают легенду о том, что каждую осень старуха Калех три дня подряд стирает свой большой плед в водах залива. И пока она занята стиркой, на всю округу ревут яростные шторма. А когда она закончит, ее плед будет белоснежно-чист, и этим пледом она и укроет землю.

Через Атлантику

В мифологии ацтеков богом зимы, холода и смерти был Ицтлаколиуки, имя которого традиционно переводится как «Кривой обсидиановый клинок». Существует однако и альтернативная версия перевода: «Мороз-Убийца-Растений» или «Всё согнулось от холода». По легенде, когда-то Ицтлаколиуки был богом утренней звезды, а до того — тольтекским правителем по имени Се-Акатль Накшитль Топильцин Кецалькоатль. Последний стал богом после смерти, когда бросился в костер и пепел его вознесся к небесам.

Бог утренней звезды Тлауицкальпантекутли, судя по всему, был дерзок и смел, а из мира мертвых Миктлана он принес с собой смертоносные дротики. Однажды бог Солнца Тонатиу не пожелал выйти на небосвод, требуя при этом от других богов повиновения и жертвоприношений. Тлауицкальпантекутли возмутился высокомерием бога Солнца и метнул в него дротик. Но Владыка Рассвета промахнулся. А Тонатиу не замедлил выстрелить в ответ, пронзив Утренней Звезде голову.

С тех пор Ицтлаколуики и стал богом холода, смерти и обсидиана. А вместо дротика его атрибутом стала метла, символизирующая очищение: так смерть очищает дорогу для новой жизни, а зима — для новой весны.

В верованиях алгонкинских племен североамериканских индейцев жестокий дух зимы, холода и голода носит имя Вендиго. Выглядит это вечно голодное чудовище как невероятно тощий великан с пепельно-серой кожей и глубоко ввалившимися глазами. От него несет духом разложения и смерти.

Питается вендиго человеческой плотью, но никогда не может насытиться. Сколько бы он ни съел, желудок его остается пустым, потому что с каждой кормежкой его костлявое исполинское тело вновь вырастает. И вендиго вновь рыщет в поисках новой добычи, в тщетной надежде утолить вечно терзающий его голод.

Согласно многим поверьям, вендиго может стать человек, которым овладеет дух жадности. Также ненасытный людоед мог оказаться жертвой магического проклятья или напротив — злобным колдуном, деградировавшим под влиянием собственной магии и по причине употребления человечины в пищу.

Морозный парень

Происхождение персонажа английского фольклора Джека Фроста достаточно туманно и точно не установлено. По некоторым гипотезам, его образ пришел из скандинавской мифологии, и был Джек Фрост поначалу инеистым великаном по имени Йокуль Фрости, сыном великана Кари — персонификации ветра, внуком великана Форньота, имя которого, вероятно, истолковывается как «Древний великан». Впрочем, на самом деле Йокуль и Фрости — два альтернативных варианта имени сына ветра, и вместе они нигде не попадаются.

В английских же поверьях Джек Фрост встречается примерно с шестнадцатого века, и уже скорей в образе шалунишки-эльфа, который перекрашивает листву в желтые и красные осенние цвета, рисует морозные узоры на стеклах домов и щиплет за пальцы и носы тех, кто вздумает высунуться из дому в холодное время года.

По еще одной версии имя свое Морозный Джек получил исключительно по той причине, что слово jack в простонародном английском языке носит еще и значение «парень» или «работяга». Ну и еще оно обозначает карту «валет» в игральной колоде. Так что, надо думать, Джек Фрост — это такой простоватый паренек, хотя и мастер морозной магии.

Кстати, не менее знаменитый Джек С Фонарем, вероятно, получил свое имя по той же причине.

В английской литературе его образ начинает появляться в конце восемнадцатого века. Первая же известная иллюстрация с его изображением датируется 1861-м годом и создал ее тот же человек, что впервые нарисовал Санта Клауса — Томас Наст.

А еще Джека Фроста часто сравнивают и даже отождествляют с русским Дедом Морозом или сказочным персонажем Морозко. И даже известный советский фильм-сказка Александра Роу «Морозко» в американском прокате шел именно под названием «Jack Frost».

Холодная любовница

Снежная дева Юки-онна — не совсем божество, а скорее ёкай, то есть дух или демон. Кожа ее так бела, что сливается с заснеженным пейзажем, длинные черные волосы обрамляют нечеловечески прекрасное лицо, губы — цвета неба, а походка так легка, что ножки ее не оставляют следов на снегу. Порой красавица носит белоснежное кимоно, а порой и вовсе не надевает одежд… Да и отпечатков ее шагов не остается совсем неспроста: поговаривают, что ног-то у нее, как и одежды, попросту нет. Она — грозный дух снега, зимы, метелей, и взгляд ее прекрасных глаз повергает людей в ужас.

Чаще всего Юки-онну представляют как злобного, коварного духа, которому нравится замораживать беспечных путников в горах или воровать и убивать детей. Например, ее излюбленная шутка — предложить наивному смертному подержать на руках ребенка, вместе с которым она появляется. Если человек согласится — странный ребенок будет становиться с каждой секундой тяжелее и тяжелее, пока не придавит несчастного своим весом, а «добрая мамаша» Юки-онна превратит новую «сиделку» малыша в ледяную глыбу.

Впрочем, говорят, что тот, кто умудрится с честью пройти это испытание, обретет огромную физическую силу или будет щедро одарен Снежной Девой.

Но еще больше любит Юки-онна являться в дом к истосковавшимся по женской ласке холостякам. Обычно лишь для того, чтобы полакомиться их жизненной энергией, выпив ее посредством поцелуя или совокупления. Но иной раз ледяная красотка может и впрямь полюбить мужчину, стать ему женой и матерью его детей. И только если муж нарушит какой-либо ее запрет или сделает что-то ей неприятное, Юки-онна покидает его, пригрозив жестокой расправой, ежели с детьми случится по его вине хоть какая-то беда.

А потому, если вас полюбила (или просто пожалела и не стала убивать) Юки-онна, никому не рассказывайте о ней (в особенности, если она вам сама запретила), не упоминайте при ней само ее имя и главное: никогда не предлагайте ей принять горячую ванну или выпить горячего чаю! Она может просто растаять…

Некоторые любят похолоднее: боги-персонификации зимы: 9 комментариев

Добавьте свой

  1. Гиперборей, который находится на Юго-Западном побережье Черного моря — это Одесская бухта, единственное место на Черном море которая изредка (примерно раз в сто лет) покрывается тонким слоем льда. Во всяком случае, это одна из многочиленных Одесских легенд.
    Маржана, или Марджана, встречается в нескольких цыганских песнях, что опять-таки намекает на индоевропейкий источник, но, разумеется, Романи фольклор весьма трудно изучить, т.е. практически невозможно, вседствие отсутствия письменности. Существует только устная традиция, которая, благодаря кочевому образу жизни, интегрировала фольклор окружающих народов. Я никогда не встречала цыганку по имени Маржана, хотя Мара бывает, но редко.

    Нравится 1 человек

    1. Вы не совсем правы, Одесская бухта (или все-таки, наверное, Одесский залив) — это северо-западная часть Черного моря. Но все может быть, ведь относительно Фракии — это только одна из версий (версия Гомера, кстати). Другие античные авторы помещали эту загадочную северную страну в Дакию (Румыния и Венгрия), в Альпийские горы, в Скифию, Галлию или даже на Урал.

      За Марджану в цыганских песнях спасибо, интересное дополнение! Но да, разумеется, корни-то почти везде индоевропейские.

      Нравится 1 человек

      1. Правда? А в какие годы? А как насчет легенды о том что юмор родился в Одессе потому что именно туда сослали Овидия? Это не так на самом деле, разумеется.

        Нравится

      2. Такое, кажется, где-то пробегало. В Овидиополе (который как раз претендует на Овидия), кстати, тоже жила, в 90-е. В Одессе все нулевые и почти половину десятых. 😉 Ну и в детстве еще лет пять.

        Нравится 1 человек

      3. Овидиополь ведь тоже в Одесской области находится, хоть это и не Констанца, которая была на территории сегодняшней Румынии. Памятник нашла, фото скачала, вставлю в прошлогодний пост который собираюсь повторить 1 Апреля: https://koolkosherkitchen.wordpress.com/2019/04/02/hello-ovid-я-вам-не-скажу-про-всю-одессу/
        Вам большое спасибо!

        Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Create a website or blog at WordPress.com Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: