Имольг, он же Имболк, он же Праздник Свечей

В начале месяца февраля, или на полпути между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием, на волшебный Изумрудный Остров приходит весна. В эти дни, когда природа только начинает пробуждаться от зимнего сна, ирландские кельты праздновали Имольг, у нас традиционно именуемый Имболком — один из четырех важнейших ежегодных фестивалей, связанных со сменой времени года.

Имболк сегодня наверняка празднуют все неокельты (это не народ, это — разновидность политеизма, реконструированное кельтское язычество), неодруиды и, разумеется, виккане — последователи другого, уже скорее синкретического направления политеизма, в котором религиозные представления многих различных народов древности объединены в одну общую доктрину. Отмечают его, под видом Дня святой Бригитты, и христиане Ирландии. А днем позже праздник, объединивший в себе христианские и языческие традиции, отметят и в других частях мира: как Праздник Свечей Кэнделмас (Candlemas) в англоязычных странах, Канделария (La Candelaria) или Фиеста де ла Лус Fiesta de la Luz), Праздник Света в испаноязычных, праздник Счастливой Госпожи (Богоматери), Освящающей Свечи (Gyertyaszentelő Boldogasszony) в современной Венгрии, а также под множеством других схожих названий, почти всегда содержащих в себе слово «свеча». И только у православных, до сих пор придерживающихся старого юлианского календаря праздник, по-русски именуемый Сретеньем (а в народе, по давней языческой традиции, Встреченьем) выпадает на 14-е февраля.

Утверждают, что Имольг, после христианизации Ирландии объединенный с днем святой Бригитты и с тех пор традиционно отмечаемый с первого на второе февраля, на самом деле был еще докельтским священным днем. Некоторые постройки эпохи неолита, наподобие погребальных курганов и коридорных гробниц (таких, как Курган Заложников близ знаменитой Тары, Холма Королей, или гробница на холме Слив-на-Калли, названном именем божественной старухи Калех), ориентированы входом и выходом таким образом, что восходящее солнце освещает их в канун начала зимы, на Сауинь (он же Самайн), и в день Имольга.

Примерно так. Это как раз Курган Заложников. Действительно фото сделано на Имольг — не поручусь

До появления современного календаря празднование Имольга приурочивали к первым приметам наступления весеннего тепла: увеличению светового дня, рождению ягнят и раннему цветению колючего кустарника фейри — терновника. Первые же письменные свидетельства, указывающие на празднование начала весны в первый день февраля, относятся уже к десятому веку. Праздник начинался на закате, поскольку именно от заката кельты вели свой отсчет времени. В день (или скорее ночь) Имольга непременно разжигали пожарче огонь домашнего очага либо жгли костры, зажигали свечи — чтобы помочь набраться сил новому Солнцу.

Часто пишут, что древние кельты отмечали Имольг большим пиршеством, совершая подношения юной богине Бригит, а также земле и морю. Это были бескровные подношения — возлияния молоком, одним из главных даров Имольга. Считается, что Бригид — древнеирландская рассветная богиня, и имя ее означает «возвышенная».

По легенде, Бригит была одной из Туата де Дананн, Племени богини Дану. Она приходилась дочерью богу мудрости, силы, плодородия и друидской магии Дагде, от которого, по-видимому, и унаследовала дар возвращать силы земле, здоровье — людям, и вдохновение — поэтам.

Светлая Бригит была отдана в жены прекрасному, но жестокому правителю Туатов, полуфомориану Бресу. От этого брака у нее родился сын Руадан. Когда Брес был свержен и изгнан из Ирландии, а после — вернулся с войском своих чудовищных сородичей фоморов, чтобы получить трон силой — Руадан встал на сторону отца. Юный бог погиб в битве с Туатами и Бригит оплакала сына, сочинив первый поэтический плач-причитание.

Богиня Брид или Бригит прекрасного ирландского художника Джима Фицпатрика. По словам Джима, святой Патрик Ирландский настолько проникся уважением к Бригит и другим Туата де Дананн, что обратил их в христианство, чтобы народ Ирландии мог и дальше почитать их

Бригит владела двумя чудесными быками — Фе и Мен, которые паслись на лугу, получившем название от их двух имен: Фемен. Также ей принадлежал король кабанов, грозный Торк Трайт и король баранов Кирб. Она была защитницей всех домашних животных, хранительницей источников, патронессой художников, поэтов, кузнецов, целителей и рожениц.

Почитают Бригит и как богиню огня, богиню мудрости и друидского знания, богиню красноречия и воинского искусства. Но, прежде всего, Бригит, которую сегодня зовут именами Бриджид, Брид и Бригитта Ирландская — юная богиня весны, что приходит на смену Старухе Зиме.

Кукла Бригид (Brídeóg) и крест Бригид (Cros Bríde, Crosóg Bríde or Bogha Bríde) в современной интерпретации

Как сплести крест Бригид из камыша. Подробная видеоинструкция

А еще он, оказывается, может быть и вот таким — самый настоящий языческий трискелион

Столетия и даже тысячелетия спустя, древний праздник Имольг остался народной традицией не только в Ирландии, но и Шотландии, Уэльсе и на острове Мэн. В этот день по-прежнему принято зажигать свечи, посещать водные источники (хотя уже и не ради возлияния богам), а также искать приметы и знамения скорого прихода весны.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Create a website or blog at WordPress.com Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: